Осваиваем контражурное освещение

Контражур — это свет, который может испугать нашу камеру! Системы измерения экспозиции и фокусировки не приспособлены к проблемам вроде этой. Но немного тренировки, и наше мастерство в фотографии преодолеет все технические неполадки.

Сегодня мы будем обозревать проблемы, с которыми можно столкнуться, делая портреты против света. Несмотря на сложность задачи, снимки получаются эффектными, привлекающими внимание.

Все, что необходимо — это правильно обращаться с системой измерения экспозиции и следить за фокусировкой. Мы будем работать с настройками, чтобы решить проблемы света, а затем отредактируем снимки для наилучшего результата.

Почему именно такое освещение?

В начале изучения этого урока у вас вполне может возникнуть вопрос, почему я убежден в важности умения обращаться с контровым освещением. На то есть две веские причины.

Иногда мы вынуждены работать именно в таких условиях, потому что не всегда выпадает роскошная возможность манипулировать светом или положением модели по отношению к освещению. Бывают случаи, когда нужно уметь работать именно с контражуром для получения необходимых снимков.

Без определенного умения наши фотографии будут либо размытыми и/или плохо экспонированными. Многие мои клиенты имеют свои особые требования, и мне было важно научиться работать и с освещением позади объекта, чтобы выполнять определенную работу.

Хотите верьте, хотите нет, но еще одна причина «за» — это то, что получаются прекрасные интересные фотографии. Расположение источника света сзади модели создает определенные яркие участки, в частности вокруг головы портретируемого. И получаются чудесные снимки! А еще эффект небольшого размытия набирает все большую популярность.

Этот снимок я сделал недавно, когда снимал помолвку. Мне понравилось, как свет позади пары обрисовывает их силуэт.Этот снимок я сделал недавно, когда снимал помолвку. Мне понравилось, как свет позади пары обрисовывает их силуэт.

Возникающие трудности

Я буду первым, кто признает, что съемка при контражуре влечет за собой целый ряд особых проблем. Мои первые несколько попыток не привели меня в восторг. Снимки были или чересчур темными, или слишком яркими, или сильно размытыми. Давайте посмотрим, как можно решить эти проблемы.

Система замера экспозиции

Эта система предназначена для определения, сколько света в данном конкретном случае попадает на объект съемки. Она помогает нам выбрать правильные настройки. Хорошее измерение — и мы получаем снимки, экспонированные именно так, как мы хотим.

Иногда наша система замера бывает слегка «озадачена». Когда дело доходит до измерения, базовые настройки заставляют ее принимать во внимание всю обстановку целиком. Так бывает именно при контражуре.

Когда солнечный свет или любое другое освещение располагается позади объекта, камера начинает как бы путаться. Я замечал, что многие камеры словно разрываются между замером по самому темному или по всему свету в кадре. И обычно выбор остается где-то посередине, а в итоге получаются недоэкспонированные снимки.

На этом снимке вы видите режимы экспозамера на камере Nikon. Верхний режим — центровзвешенный замер экспозиции — позволяет уточнить область до гораздо меньшего размера. Обычно используется режим, расположенный посередине. Он позволяет брать во внимание всю обстановку в кадре целиком.На этом снимке вы видите режимы экспозамера на камере Nikon. Верхний режим — центровзвешенный замер экспозиции — позволяет уточнить область до гораздо меньшего размера. Обычно используется режим, расположенный посередине. Он позволяет брать во внимание всю обстановку в кадре целиком.

Я попытаюсь решить эту проблему двумя способами. Первый — изменить режим измерения, на котором стоит камера. Контражур путает экспозамер, и камера принимает во внимание весь сюжет.

По умолчанию большинство камер при экспозамере ориентируются на всю обстановку целиком. Они берут в расчет весь свет в сюжете, а нам необходимо замерить лишь маленькую его часть. Но мы можем переключить камеру на другой режим измерения, что позволит нам сузить замеряемую область.

Этого-то нам и нужно — мы хотим, чтобы камера измерила экспозицию только для той части, которая важна. Какая разница, если фон будет немного ярким или затушеванным? В этом случае мы думаем о портрете или о другом виде съемки человека.

Если переключить режим на точечный замер и навести камеру именно на то место, которое интересует, экспозамер наверняка получится намного более точным. Освещенная сзади часть фотографии должна быть исключена, чтобы мы замеряли только субъект.

Конечно, это может повлечь за собой определенный риск путаницы, если вы только начали пробовать. Поначалу я часто менял режим, а потом забывал вернуть прежний. Не забывайте переключаться на нормальный режим, когда закончите работать с контражуром.

Еще один способ — экспокоррекция. При использовании этой опции можно оставить экспозамер в нормальном режиме и немного изменить настройки.

Когда мне необходимо снять освещенный сзади субъект, моя камера Canon 5D Mark II недоэкспонирует его. Получается, что снимки будут темнее, чем хотелось бы. Если мне не хочется переключать режим экспозамера, я применю экспокоррекцию. Например, я устанавливаю экспокоррекцию на +1.0. Обычно этого бывает достаточно.

Очень важно уделять больше внимания замеру экспозиции. В наш век технологий мы можем сразу же оценить результат и соответственно откорректировать настройки. Например, выберем иной режим экспозамера или добавим экспокоррекцию.

Фокусировка

Пожалуй, это самый непростой фактор. С экспозицией нам нужно лишь учесть источник света или добавить экспокоррекцию. А вот фокус — это настоящая техническая проблема, с которой нам придется столкнуться.

Системы автофокуса не справляются в ситуациях с контражуром. У моей камеры фокус часто «уползал» назад. Это серьезная проблема, и я не уверен, что есть «лекарство» от нее на все случаи жизни.

На последней свадьбе, где я был фотографом, я слишком доверился автофокусу. Очевидно, что контровый свет обманул мою камеру.На последней свадьбе, где я был фотографом, я слишком доверился автофокусу. Очевидно, что контровый свет обманул мою камеру.

Как обычно, осторожно применяйте те же методы, какие применяете всегда, когда ваша система автофокуса сталкивается со сложной задачей. Я, например, меняю объектив, чтобы иметь возможность вручную изменить фокус. То есть я могу взять и покрутить кольцо фокусировки на объективе, если автоматика не справляется.

Если вы будете использовать только автофокус, убедитесь, что точка фокусировки находится там, где вам нужно. В портретной съемке и съемке человека вообще эта точка скорее всего будет на глазу модели. Я всегда проверяю, правильно ли сфокусировалась камера, если же нет, корректирую вручную, и вот тогда очень полезен бывает объектив с кольцом фокусировки.

Следите через видоискатель, чтобы фокус был там, где вам нужно. Уделяйте этой проблеме больше внимания, и все получится правильно, а камеру не обманет контражур.

Используйте бленду

Если не хотите бликов на снимках, используйте бленду, настойчиво рекомендую. Конечно, с ее помощью не преодолеть контражура, но по крайней мере она убережет снимки от портящих их бликов. Да, иногда мы специально ловим блики для эффекта в фотографии, но если нужно наоборот избежать резких лучей света, бленда очень поможет.

Последующая обработка

Фотографии с освещенным сзади субъектом часто нуждаются в небольшой обработке. Если на снимке блик или солнце находится за спиной модели, можно наблюдать потерю контраста или небольшую размытость. В моей практике это прекрасная отправная точка, когда я перехожу в «цифровую фотолабораторию».

Я использую Adobe Lightroom, но схожие функции есть и у Camera Raw, и в Adobe Photoshop, так же как и в остальных редакторах.

Помните фото выше? Это первоначальный вариант. Его нужно немного подкорректировать.Помните фото выше? Это первоначальный вариант. Его нужно немного подкорректировать.

Вот с какого варианта я начал. Здесь вы видите свет, расположенный позади пары, и небольшой блик, что ведет к эффекту размытости. Также этот вариант немного недоэкспонирован, что я моментально исправлю. Мне очень нравится этот снимок, к тому же сейчас такой стиль в моде, его нужно только чуть-чуть отредактировать.

Подвинув всего несколько ползунков, мы восстановим потенциал снимка. Сперва я добавлю темного. Передвигая ползунок вверх, увеличим уровень черного.

Затем я добавлю контраст. Это обычное для линз явление — небольшая потеря контраста при контражуре, поэтому коррекция при последующей обработке так важна.

Вывод

Боитесь контрового освещения? Не стоит. Потратьте немного времени, уделите внимание экспозамеру и фокусировке, и все будет отлично. А при помощи последующей обработки можно добиться потрясающе эффектных снимков.

Поделитесь уроком

Чириканье Мыло Вконтактик Рожи ЖэЖэ Яша

Правовая информация

В случае копирования урока указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Более подробную информацию вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Переведено с сайта photo.tutsplus.com, автор перевода указан в начале урока.