Мир Фотошопа: уроки по Photoshop, создание эффектов в Фотошоп

Искусство применения формата кадра в цифровой фотографии

Существует множество аспектов в искусстве построения композиции кадра, но вы наверняка никогда не задумывались о соотношении его сторон. Формат — это термин, используемый для описания соотношения между шириной и высотой изображения. Причина, по которой фотографы часто не думают о формате, очень проста: этот параметр зависит от камеры, поэтому многие склонны воспринимать формат как нечто неизменяемое.

Технологии изменили ход дела. Современные цифровые камеры дают фотографу возможность выбрать формат из нескольких вариантов, каждый из которых имеет свои характеристики. Изображение также можно обрезать в ходе последующей обработки.

Знание характеристик форматов конкретной камеры помогает фотографу правильнее компоновать кадр, а также учит видеть, когда обрезка фотографии в другой формат позволит улучшить композицию изображения.

Как уже было упомянуто, формат — это соотношение ширины и высоты. Обычно он показывает, насколько квадратным (1:1) или вытянутым (16:9) является изображение. Выражают формат формулой ширина: высота (параметр ширина всегда идет первым). Формат 35 мм камер — 3:2. Цифровые камеры fx или dx, независимо от количества мегапикселей и размера сенсора, применяют формат 3:2. Это значит, что ширина изображения в полтора раза больше, чем его высота (и наоборот, если взять вертикальный или «портретный» формат). Фотографии выше сделаны на цифровую зеркальную фотокамеру 35мм, их соотношение сторон составляет 2:3 при вертикальной ориентации.

Форматы

Большинство камер, за редким исключением, используют один или два формата. 3:2 обычно бывает у 35мм цифровых камер, а 4:3 используют компактные фотоаппараты и микрокамеры. Если вы посмотрите на фото выше, вы увидите, оно сделано в формате 4:3 и больше обрезано. Мне больше нравится вариант 4:3, так как осталось меньше лишнего пространства вокруг белого цветка. Мы поговорим об этом подробнее чуть позже.

Любители пленочных камер имеют больше вариантов на выбор благодаря существованию среднеформатных, крупноформатных и панорамных фотоаппаратов.

Ниже представлен краткий обзор существующих сегодня форматов. После я объясню, как соотношение сторон влияет на композицию.

3:2

Формат 35 мм цифровых и пленочных камер, а также некоторых камер Leica среднего формата, беззеркальных фотоаппаратов и компактов класса «high end». Это соотношение сторон применяется еще с тех времен, когда Оскар Барнак выбрал его для камер Leica.

4:3

Применяется в микрокамерах, в большинстве компактных камер, в некоторых цифровых среднеформатных цифровых и пленочных камерах, которые применяют формат 6x4,5см. Также используется в мониторах и неширокоэкранных телевизорах.

7:6

Применяется в некоторых среднеформатных камерах, таких как серия пленочных фотоаппаратов Pentax 67. Такие камеры создают негативы или слайды размером 6x7 см. Некоторые среднеформатные дальномерные фотоаппараты используют это соотношение сторон.

1:1 (или 6:6)

Традиционный квадратный формат. Применяется в основном в среднеформатных пленочных камерах, например, марок Hasselblads, Rolleiflexes и Pentacon Six TL. Также используется в фотоаппаратах типа «toy camera»(марки Holga, Diana). Несколько производителей создали 35мм камеры с квадратным соотношением сторон кадра в тридцатых и сороковых годах (размер негатива 24x24), однако идея не прижилась. Единственными 35 мм фотоаппаратами с квадратным форматом изображения являются пластиковые камеры марки Lomo и забавные фотоаппараты Blackbird 35mm twin lens reflex.

5:4

Используется крупноформатными камерами, которые работают с плоской пленкой размером 5x4 или 10x8 дюймов. Больший формат 10x8 вышел из употребления, и фотографы в основном работают с пленкой 5x4дюйма.

16:9

Панорамный формат, применяемый в среднеформатных панорамных пленочных камерах. Некоторые ранние модели компактных камер Panasonic имели этот формат. Он также используется при широкоэкранном видеозахвате.

12:6 (или 2:1)

Сверхширокий панорамный формат, используется в панорамных пленочных камерах среднего формата, например, в серии Linhof Technorama (Linhof выпускают фотоаппарат серии Technorama формата 17:6).

Соотношение сторон в композиции

На сегодняшний день формат 3:2 в 35 мм камерах остается самым широко используемым. Причины, по которым именно его выбрал Оскар Барнак для Leica, не зафиксированы; возможно, он выбран потому, что такое соотношение сторон почти совпадает с размерами золотого прямоугольника.

История Золотого прямоугольника берет начало в Древней Греции; он эстетически привлекателен для применения в фотографии, в рисунке, живописи, архитектуре. Фотограф Анри Картье-Брессон, который славился своим мастерством в композиции, использовал теорию золотого прямоугольника в кадре 35мм. Схема выше показывает относительные размеры золотого прямоугольника (красный цвет) и 35мм кадра (желтый), который лишь немного больше.

Правило третей, известное также как закон композиции, является упрощением некоторых идей идеальной композиции внутри золотого прямоугольника.

Проблема 35мм

Кадр 35мм (или золотой прямоугольник) работает хорошо, если камера в панорамном формате, но не так хорош в вертикальном положении. Прямоугольник слишком вытянутый, его трудно заполнить красиво и правильно.

Я называю эту особенность «проблемой 35мм». Она может вызвать затруднения при работе с любой темой, но особенно с пейзажной фотографией: получается слишком много неба, если формат вертикальный (портретный). По этой причине большинство своих фотографий этого жанра я делаю горизонтальными.

На двух фотографиях выше хорошо заметно различие. Первая слишком «высокая», и кадр становится значительно лучше после обрезки до меньшего прямоугольника. Этот пример показывает разницу между соотношением сторон 2:3(не забывайте, что параметр ширина всегда указывается первым) и 4:5, применяемый в широкоформатных камерах 5x4 дюйма.

Эта проблема стала одной из причин, по которым многие ландшафтные фотографы работали со средне- или широкоформатными пленочными фотоаппаратами в те времена, когда цифровые зеркальные камеры еще не стали нормой. Форматы 4:3, 7:6 и 5:4 представляют собой прямоугольники «короче» в вертикальном положении, поэтому в них легче строить композицию. Эти «короткие» прямоугольники лучше соответствуют журнальной и книжной странице, чем формат 35мм. Такие фотографии нужно меньше обрезать, чтобы уместить на всей странице.

Формат цифрового века

Теперь, когда большинство фотографов пользуются цифровыми камерами 35мм, «проблема 35мм» уже не так страшна: легко обрезать фотографию при последующей обработке. Однако я советую обрезать не произвольно, а до определенного соотношения сторон (например, до 7:6, 4:3 или 5:4). У каждого формата свои особые характеристики, и это научит вас «видеть» образ в кадре. Со временем вы сможете распознавать, когда композиция сюжета выиграет от обрезки.

Микро 4:3

Из-за «проблемы 35мм» такие производители как Panasonic и Olympus утвердили формат 4:3. Эти камеры идеальны в отношении композиции: вам не нужно беспокоиться о проблемах, которые вызывает более длинный кадр.

Предпросмотр в реальном времени и электронные видоискатели

Если у вашего фотоаппарата есть режим просмотра фотографий или электронный видоискатель, стоит посмотреть в руководстве пользователя, есть ли возможность менять формат. Если она есть, то в режиме просмотра та часть фотографии, которая будет обрезана, обозначается серым цветом. Если у вашей камеры есть видоискатель, в нем может быть функция отображения в измененном формате при поиске кадра. Таким образом, компоновать кадр в разных форматах становится очень просто.

Квадратный формат

Заслуживает особого внимания. Это один из моих любимых форматов. Несмотря на то, что на рынке в данный момент нет цифровых камер с квадратным форматом кадра, он все еще очень популярен благодаря пленочным камерам и пост-обработке. Больше о нем вы можете прочитать в уроке Учимся работать с квадратным форматом в фотографии.

Форматы и печать

Есть одна практическая область, где можно наткнуться на проблему форматов — это печать. Если у вас 35 мм камера, вы знаете: большинство видов бумаги для печати не подходят для ваших фотографий (за исключением размеров бумаги 6x4дюйма). Это справедливо независимо от используемого вами формата, хотя в некоторых случаях придется меньше обрезать фотографии. Это одна из причин, по которым многие фотографы предпочитают широкоформатные камеры: формат 5:4 подходит именно к стандартным размерам фотобумаги (5:4 дюйма, 10:8, 16:20 и т.д.)

Бумага для струйных принтеров отличается от фотобумаги, так как изготавливается в соответствии со стандартами Международной Организации по Стандартизации. Этот стандарт пользуется соотношением 1:1,4142 (квадратный корень из двух) и определяет размеры А2, А3, А4, А5 и другие размеры бумаги.

Решение проблемы печати очень простое: печатайте фотографии, оставляя белую рамку. Это красиво выглядит, а также упрощает выбор формата печати. Изображение выше показывает, как выглядит на бумаге размера А3 или А4 фотография, сделанная на камеру 35 мм.

Как обрезать фотографию

Обрезать фотографию легко в программе Lightroom, в Photoshop CS — немного сложнее. Здесь я приведу краткую инструкцию, как это сделать в обеих программах, в остальных программах методы похожи.

Lightroom

Перейдите в модуль Develop, нажмите на иконку Crop. Кликните стрелку рядом со словом Original справа и выберите новый формат из меню или Enter custom для создания собственного формата.

Photoshop CS

Если вы редактируете в Jpeg или Tiff в программе Photoshop CS (а не в Adobe Camera Raw, которая похожа на Lightroom), необходимо сделать некоторые вычисления, чтобы обрезать фотографию до определенного формата. Проще всего выбрать Crop Tool, ввести размеры, до которых нужно обрезать, в полях ширины и высоты. Высота (или ширина в вертикальном формате) должна совпадать с высотой вашего фото в пикселях, затем можно ввести ширину, необходимую для определенного формата.

Например, если фотография в высоту составляет 3888 пикселей, а вы хотите обрезать ее до соотношения сторон 4:3, нужно задать ширину в 5184 пикселя.

Заключение

Надеюсь, это введение поможет вам понять связь размеров кадра и композиции. Используете ли вы камеру 35мм, микрокамеру, квадратный формат, широкий формат или панорамную камеру, пропорции кадра вносят разницу в композицию изображения. В прошлом формат сильно зависел от используемой камеры. Сейчас фотоаппараты дают возможность экспериментировать с форматами, которые вы предпочитаете.

Поделитесь публикацией

Чириканье Мыло Вконтактик Рожи ЖэЖэ Яша

Правовая информация

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Переведено с сайта photo.tutsplus.com, автор перевода указан в начале публикации.