Мир Фотошопа: уроки по Photoshop, создание эффектов в Фотошоп

Осваиваем искусство композиции в фотографии

Одно из первых правил фотографии, которые мы учим, это правило третей. Но когда Вы понимаете эту концепцию, встает вопрос: что еще можно сделать, чтобы улучшить композицию кадра? Правило третей помогает начать работу, но нужно знать еще много вещей, кроме того, как правильно располагать объект в кадре.

Сегодня мы рассмотрим еще несколько аспектов композиции, чтобы Вы были подготовлены еще лучше к съемке!

Мне никогда не нравилось выражение «правило третей». «Принцип третей» звучит намного лучше, но не так выразительно. Почему лучше использовать здесь слово «принцип»? Потому что иногда в самой эффектной композиции нужно расположить предмет по центру. Ил у самого края кадра. Постоянно думая о правилах, можно зациклиться на формулах. Начинается работа только головой, не сердцем (идеально, когда и голова, и сердце работают вместе).

На фотографии выше я поместил скалу именно по центру и около края кадра, потому что она органически связана с облаками и отражением в воде. Композиция как бы балансирует между белыми облаками и темной скалой. Учитывая принцип третей, невозможно было бы составить композицию кадра таким эффектным образом.

Рекомендации

Здесь Вы найдете семь руководящих принципов, которые помогут Вам улучшить мастерство фотографа. Однако Вы всегда можете попробовать свои силы самостоятельно.

Вызов самому себе

Поставим задачу: примените все рекомендации из этого урока на практике! Попробуйте сделать несколько фотографий! Информация усвоится намного лучше, а Ваши фотографии получатся более профессиональными.

Линии

Линии направляют глаз зрителя от одной точки к другой в пределах кадра. Наблюдайте за ними и вовлекайте в работу с объектом. Помните, что линии могут быть как прямыми, так и изогнутыми.

Линии, созданные настилом для лодок, ведут от края кадра к его центру. Глаза зрителя проследят за линией прохождения лодки от земли к воде.

Сходящиеся линии — очень мощный прием, ведущий взгляд от переднего плана к горизонту. Это очень динамичная композиция. Диагональные линии придают ощущение движения, помогают сделать фотографию, воздействующую на зрителя.

Интерес ближнего плана

Не пренебрегайте передним планом в своих фотографиях. Заставьте его работать на Вас! Как это сделать? Прежде всего необходимо, чтобы на переднем плане находилось что-то интересное. Сложность заключается в том, чтобы интересное содержимое переднего плана не отвлекало от объекта съемки и не разрушало бы цельности работы.

Объект — это визуальный центр фотографии (он может быть не расположен в физическом центре кадра, но это самая важная его часть). Все, что окружает объект, например, ближний план, должно выполнять поддерживающую роль.

Фотография, которую Вы видите выше, является прекрасным примером: я выбрал в качестве переднего плана железнодорожную платформу, так как мне понравилась ее текстура, но она поддерживает главный объект.

Не получается найти нечто интересное для переднего плана? В таком случае оставьте попытки; посмотрите на фотографию выше: интересными в пейзаже было небо, горы, церковь, а передний план был скучным, поэтому я не стал его задействовать.

Есть и другой способ: расположите собственно объект на переднем плане. На фотографии главным является кратер вулкана, а пар, горы и небо выполняют поддерживающую функцию.

Выбор объектива

Какой объектив выбрать? Существуют три основных вида линз: широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Каждый из видов имеет свои уникальные характеристики.

Работать с широкоугольными объективами очень весело: можно с близкого расстояния сфотографировать объект и одновременно включить в кадр довольно много содержимого фона. Этот объектив пригодится Вам в работе, так как необходимо будет близко подбираться к объекту съёмки.

Так сделал и я, когда фотографировал боливийского мальчика. Он находился очень близко ко мне, но широкоугольный объектив позволил включить в кадр и окружавших его детей.

Телеобъектив позволяет противопоставить объект и фон. Для этого можно выбрать широкую апертуру и создать малую глубину резкости кадра. Вы сможете изолировать объект от фона, как в случае с фотографией двух боливийских девочек. Их фотография очень отличается от фотографии мальчишек, и главная причина в том, что я пользовался телеобъективом.

Если у Вас нет такого оборудования, можно использовать противоположные концы зум-объктивов (например, 18 мм и 55 мм на объективе 18-55 мм). Этого фокусного расстояния достаточно для начала.

Негативное пространство

Негативное пространство — это пространство вокруг Вашего объекта. Если эта область пустая, ее называют негативным пространством, так как в ней мало или совсем нет содержимого. Негативное пространство позволяет объектам дышать. Оно также передает смысл окружения предмета.

Фотографы часто повторяют фразу Роберта Капа: «Если фотографии недостаточно хороши, значит, Вы недостаточно близко». Многие статьи призывают нас подходить ближе, и это хорошо, так как даже сформировавшиеся фотографы часто об этом забывают. Но иногда хорошую фотографию можно получить, только отойдя на расстояние и включая в кадр довольно много негативного пространства.

Форма и орнамент

Ищите интересные формы и их сочетания, узоры. Это могут быть природные орнаменты, а могут быть причудливые очертания зданий, противопоставленные чистому небу. Как только Вам попадется нечто интересное, сконцентрируйтесь и снимайте.

Эта фотография кувшинок состоит из серии круглых линий. Я подобрался как можно ближе и применил поляризационный фильтр для устранения бликов на воде. Фотография хорошо смотрелась и цветной, но в черно-белом варианте она лучше, так как цвет не отвлекает от узора, повторяющихся форм и линий.

Контраст

Контраст — важный элемент композиции. Все вокруг нас состоит из контрастов. Как только Вы почувствуете, как эффектно влияет контраст на Ваши фотографии, Вы начнете намеренно искать его. Вот некоторые виды контраста, которые хорошо работают в фотографии: старое и новое, темное и светлое, грубое и гладкое, четкое и размытое, холодное и теплое.

Эти цветы — хороший пример цветового контраста. Темно-красные цветы подчеркиваются зеленым фоном, так как зеленый и красный — дополнительные (дополняющие друг друга) цвета. Некоторые цвета конфликтуют, например, красный и синий, но это тоже пример контраста, который можно использовать.

Здесь мы видим противопоставление ветхого сарайчика и прекрасного природного пейзажа. Фотография сделана в отдаленно части Южного Чили, где люди живут в домах, сделанных из дерева и жести, поэтому не удивлюсь, если это даже не сарайчик, а домик, в котором живут люди. Население здесь бедное, но проживает в соседстве с суровой красотой чилийских Анд.

В этой фотографии сразу два вида контраста. Первый — между светлой водой и темной пещерой, тоновой контраст. Тоновой контраст необходим для черно-белых фотографий, а также очень полезен для цветных. Второй контраст — между водой и камнем: вода мягкая, нечеткая, камень твердый и острый. Я поставил свою камеру на штатив и воспользовался медленной скоростью затвора, чтобы размыть движение воды.

Сохраняйте простоту

Сейчас пришло время соединить все рекомендации вместе. Но есть один общий главенствующий принцип — не усложняйте композицию, сохраняйте ее простоту. Решайте сразу, какие элементы кадра важнее всего для Вас, исключайте все, что не соответствует замыслу. Каждая деталь должна быть на своем месте. Таким образом, Ваши композиции станут проще, смелее, эффектнее. Фотографии будут иметь большее воздействие на зрителя, а мысль станет читаться проще.

Я сделал эту фотографию, когда находился в Боливии. Мы путешествовали по отдаленным деревням, где жители носят вот такую обувь из шинной резины. Я захотел сделать фотографию обуви и выбрал телеобъектив, чтобы максимально приблизиться к объекту. Фотография повествует только об обуви и ноге, и ничего лишнего.

Эта фотография стоящего камня — еще один хороший пример простоты фотографии. Мне хотелось запечатлеть его необыкновенную форму. Также здесь есть тоновой контраст между светлым камнем и темной средой. Также можно увидеть контраст между камнем, воздвигнутым человеком, и природным окружением.

Заключение

В заключение остается сказать, что композиция значит намного больше, чем просто сетка третей. Оценка факторов, влияющих на смысловое качество фотографий, очень важна, и она послужит Вам бесчисленное количество раз. Если у Вас имеются собственные композиционные приемы, делитесь ими в комментариях!

Поделитесь публикацией

Чириканье Мыло Вконтактик Рожи ЖэЖэ Яша

Правовая информация

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Переведено с сайта photo.tutsplus.com, автор перевода указан в начале публикации.