6 элементов композиции выразительных фотографий

Благодаря чему получаются эффектные фотографии? Часто мы видим в них обычные вещи, скомпонованные самым обычным образом, но их должна объединять общая идея или тема, а ненужные детали сводятся к минимуму. Эффектные фотографии просты, правдивы и искренни.

Сегодня мы рассмотрим основные элементы композиции: линию, форму, текстуру, цвет и прочее, благодаря которым самый обычный сюжет становится удивительной фотографией.

Удачные фотографии в основе своей содержат ритм, а основные элементы, которые создают ритм в композиции — это именно линия, форма, текстура, орнамент, цвет. Любая фотография, намеренно или нет, содержит один или несколько таких элементов.

Все составляющие композиции имеют огромное влияние на фотографию, особенно линия, текстура и цвет. Обычно мы распознаём и используем их бессознательно. Это зависит от индивидуальной чувствительности к визуальным компонентам, а также от жизненного опыта и воспоминаний каждого человека.

Линия

Из шести элементов дизайна линия является самым сильным, важным и мощным. Без линии не было бы силуэта. Без силуэта не было бы формы, а без формы — текстуры. Линия — мощный инструмент для управления взглядом зрителя и приведения его к смысловому центру фотографии. Она изменяет общее настроение и ощущение от фотографии.

Линии могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и изогнутыми. Линия бывает длинной, короткой, толстой или тонкой. Они уводят взгляд зрителя в сторону или в центр фотографии. Нельзя недооценивать эмоциональное влияние линии на фотографию: она может быть умиротворяющей, спокойной, жёсткой, активной, направляющей или угрожающей.

Тонкая линия воспринимается нами как нестабильная, уязвимая. Толстая линия ощущается как несгибаемая, доминирующая, грозная. Изогнутая линия даёт ощущение легкости, а зубчатая — резкости, хаотичности.

Вертикальная линия, как правило, передаёт в фотографии разные настроения, начиная от властности и силы и заканчивая увеличением, ростом. Вертикали — это линии прядей волос, столбов, деревьев, зданий и множества других объектов.

Горизонтальная линия придаёт фотографии чувство покоя, постоянства, стабильности. Если Вы хотите подчеркнуть спокойное чувство такой линии, расположите кадр горизонтально.

Несколько горизонтальных линий подряд создают ритм и движение, могут стать смысловым центром композиции сами по себе.

Горизонталь — это линия для горизонта, водных пространств, сторон улицы и прочего.

Диагональные линии направляют внимание зрителя к основным моментам наших работ. Диагональ придает движение, определяет фотографию как динамичную и интересную. Такая линия служит для обозначения путей, линий деревьев, интересных оград, рек и других компонентов.

Силуэт

Второй важный элемент формы — это силуэт, так как он является основным для идентификации предметов. Лучше всего силуэт определяется, когда предмет освещен спереди или сзади. Чтобы определить силуэт, предмет должен быть помещён в контрастные отношения со средой, выделяться из неё.

Силуэт можно запечатлеть, например, за несколько минут до захода солнца и через несколько минут после.

Форма

Форма — это в основном трехмерная фигура, которая отлично подчеркивается боковым освещением, поскольку оно дает мягкие тени, выявляет объём, усиливает понимание значения и смысла работ для зрителя.

Текстура

Ни один элемент дизайна не способен вызвать более глубокие чувства, чем текстура. Увидеть и запечатлеть текстуру можно только благодаря правильному освещению. Она подчёркивается боковым солнечным светом рано утром или ближе к вечеру, верхним светом в полдень, когда солнце высоко и солнечный свет падает вертикально.

Когда солнце высоко в небе, неровности стен и зданий, текстуры древесины, вообще любая текстура вертикальной поверхности хорошо выявляется благодаря появляющимся маленьким теневым участкам. Само по себе это явление может быть незначительным, но добавляет дополнительную глубину, интерес, реальность фотографиям.

Стоит отметить, что текстура в качестве фона создаёт захватывающую и наполненную чувством композицию. Добейтесь правильного использования текстур — и Ваши работы станут более живыми и объемными.

Ритм

В окружающей нас среде ритмов можно заметить очень много. Без структурированных частей наша жизнь пришла бы в состояние полнейшего хаоса. Но мы проходим мимо большинства узоров, ритмов и орнаментов, не замечая их, и в этом виновата наша загруженная, рутинная повседневность.

Для работы с ритмами существуют два способа: подчеркнуть его или нарушить. Подчёркнутый ритм усугубляет чувство размера и расширения. Смысл в том, чтобы увеличить ритм и заполнить им кадр. Он может включать в себя лица людей в толпе, линии однородных растений, кирпичи стены и прочее.

Нарушить ритм можно, найдя объект, который ломает непрерывную повторяемость форм и линий ритма. Такой объект находится обычно в резко контрастных отношениях с остальными предметами кадра, например, по форме, цвету или текстуре. Фотографировать нарушенный ритм нужно с осторожностью; здесь пригодится правило третей.

Например, нарушающий ритм объект можно расположить в одной из частей кадра или на линии пересечения частей. Поиграйте также с глубиной резкости: пусть нужный объект будет резким, а остальные очертания размываются вне фокуса. Иногда ритм разрушается естественным образом без нашего участия.

Цвет

Цвет характеризуется такими свойствами, как значение, тон и насыщенность. Цвет и способ его организации может поддержать и разрушить композицию кадра. Различными цветами можно посылать разные сообщения зрителю; цвет оказывает важное влияние на общий строй композиции. Яркие цвета придают ей энергичность, активность, интерес. Таковыми являются красные и жёлтые. Синие и зелёные, напротив, успокаивают.

Возможность получения креативных работ напрямую зависит от понимания цвета, его влияния на композицию, а также осведомлённость об окружающих нас цветах.

Мы видим цвет везде. Макрофотографии мельчайших насекомых содержат огромное количество цветов. Природа, города, люди и их одежда, дома, улицы, небо, пляжи — всё окружающее нас имеет свой цвет. Нельзя забывать об этом; тренируйте своё видение цвета.

Стоит упомянуть, что существуют два вида цвета: субтрактивные и дополнительные. Каждый вид имеет свой набор цветов, дополнительные и основные. Живопись, фотография и печать используют субтрактивные цвета.

Красные, синие и жёлтые цвета называются первичными субтрактивными, а вторичными субтрактивными — фиолетовые, оранжевые, зеленые. Смешивание синего и красного даёт фиолетовый цвет, смешивание жёлтого и красного — оранжевый, а смешивание жёлтого и синего — зелёный. Смешанные между собой равные части синего, красного и жёлтого дают чёрный цвет.

Пары цветов, которые стоят друг напротив друга в цветовом круге, называются дополнительными, комплементарными. Они дополняют и выгодно подчёркивают друг друга. Изучение цветового круга помогает пониманию, как цвета влияют друг на друга; зная круг, Вы лучше сможете применять правильные цвета и придавать фотографиям нужный смысл.

Жёлтый, красный и оранжевый считаются тёплыми цветами. Они ассоциируются с солнцем и огнём. Голубой, фиолетовый, зеленый — холодные цвета, и ассоциируются со снегом, водой, тенями.

Заключение

Элементы дизайна являются самыми основными визуальными компонентами любой композиции. Понимая их, зная их влияние друг на друга, значение, которое они придают работам, Вы продвинетесь в своём мастерстве фотографии, сможете создавать потрясающие работы, которые будут трогать сердца зрителей.

Сегодня мы познакомили Вас с основами построения собственного стиля работы. Вы должны знать, как совместить элементы дизайна, когда и как использовать их. Элементы дизайна окружают нас везде, нужно лишь тренировать свой взгляд и замечать их.

Так фотографии приобретают больше реального ощущения и смысла, движения и выразительности.

Поделитесь публикацией

Чириканье Мыло Вконтактик Рожи ЖэЖэ Яша

Правовая информация

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Переведено с сайта photo.tutsplus.com, автор перевода указан в начале публикации.