Мир Фотошопа: уроки по Photoshop, создание эффектов в Фотошоп

Советы по построению идеальной композиции

Композицию можно определить как расположение элементов изображения. Фотограф выбирает расположение камеры и объектив. Основным навыкам композиции нужно учиться и практиковаться в них; этот урок добавит некоторые инструменты в ваш арсенал, поскольку элементы композиции — именно инструменты для работы фотографа. В каждом разделе урока Вы узнаете о маленьких хитростях, которые можно применять в различных ситуациях. Давайте начнём!

Правило третей

Фраза «правило третей» относительно фотографии произносится очень часто, и существует по крайней мере 5 его версий. Я опишу две интерпретации.

Во-первых, можно нарисовать нечто похожее на схему для игры в классики на фотографии. Главный объект или важная особенность фотографии должны располагаться на пересечении двух линий.

Во-вторых, можно разделить фотографию на трети по вертикали и по горизонтали (как показано на фотографии ниже). Главный объект должен занимать 1/3 кадра строго по вертикали или по горизонтали. Проще говоря, он не должен располагаться в центре кадра. Не так уж сложно, не правда ли? Как Вы видите на фотографии, ребёнок в кадре расположился на пересечении линий. Благодаря этому взгляд зрителя возвращается обратно к кадру, чтобы рассмотреть среду, в которой мальчик играет.

Повторение форм

Поиск сюжета для фотографии напоминает мне охоту за сокровищами, но фотограф ищет композиционные элементы. Тогда как правило третей — это инструмент для кадрирования, повторение форм — как раз то, что придется поискать для сюжета. Правило третей можно повторить в любой ситуации, повторение форм — далеко не всегда.

Чтобы найти такой сюжет, подумайте о вещах, которые Вы видите каждый день: ряд флагов или коробок, связка воздушных шариков. Сделайте фотографию повторения форм так, чтобы подчеркнуть его. В качестве примера — фотография с руками двух детей, сложенными в молитве. Симметрия здесь подчёркивает единство и баланс кадра.

Главные линии

Ведущие линии в сюжетах, так же как и повторение форм, придётся поискать в окружающем мире. Любые мощные линии уведут глаза зрителя от одного края изображения к другому. Представьте себе линии железнодорожных путей, по которым идёт человек. Они неизбежно подведут глаз зрителя к фигуре человека и обратно.

Присмотритесь к краям полок, полосам на дорогах, даже телефонным проводам или ограждениям. Организуйте линии так, чтобы они вели к смысловому центру кадра.

Обычно в таких случаях помогает простое физическое приближение к ним. Если линии на земле, наклонитесь к земле. Если заметили линии на стене, подойдите к ней ближе.

Но даже если не собираетесь использовать их в работе, будьте всегда внимательны к ним.

Кадрирование

Фотографии обычно кадрируют и делают для них паспарту, чтобы подчеркнуть их и обратить внимание на смысловой центр. Иногда легче думать об этой технике по-другому: попробуйте снимать через объекты, ищите предметы, через которые можно фотографировать.

Приглядитесь к окнам, рейкам, отверстиям в оградах, а также к пустым пространствам, которые заметны в фигуре человека между телом и руками, ногами. При использовании этой техники малейшее движение меняет весь смысл фотографии. Несколько сантиметров, даже миллиметров, часто имеют решающее значение.

Применяйте техники и относитесь к фотографии вообще очень обдуманно. Помните о том, что Вы пытаетесь сказать, используйте наиболее подходящие инструменты, находящиеся в вашем распоряжении.

На фотографии, которую я выбрал в качестве примера, ребёнок находится прямо между линиями счётов. Мне кажется, благодаря этому приёму многие вспомнят, как детьми им было нелегко выполнять домашние задания по математике.

Многоплановость

Фотография как вид искусства имеет некоторые ограничения. Воспроизводя действительность, фотография в большинстве случаев не покажет время. Видео может отобразить время, но ни оно, ни фотография не могут воспроизвести глубину и трехмерность (только если Вы не хотите обучиться применять 3D технологии). Но всё-таки существуют некоторые способы.

Многоплановость придает фотографиям ощущение объёмности и пространства. Показав какой-то предмет на переднем плане, другой на заднем, а какие-то предметы в середине фотографии, Вы создадите глубину изображения. Смысловой центр фотографии может находиться на любом из этих планов. А если на каждом из перечисленных планов расположатся предметы, добавляющие смысл композиции, Вы выйдете на новый уровень мастерства.

На фотографии Вы видите ребёнка, который что-то рисует мелом на асфальте, находится на переднем плане, а другие два — на дополнительном плане. Мы догадываемся, что мальчик играет не просто сам по себе, он общается с другими детьми.

Яркие пятна

Как и в случае с направляющими линиями, способ с яркими пятнами (к сожалению, не имеющий более официального названия) описывает естественное движение человеческого глаза по изображению. Самые яркие части картинки привлекают к себе взгляд зрителя.

Такой способ может быть очень полезен, когда, например, Вы видите светлое лицо человека на тёмном фоне. Но он также может вызвать затруднения с тусклым освещением главного объекта и включённой яркой лампой на заднем плане.

Помните об этом, используйте в работе или избегайте ярких пятен, отвлекающих зрителя от главного.

В фотографии ниже техника ярких пятен преувеличена: только одна девочка одета в яркую одежду, все остальные ребята — в тёмную.

Негативное пространство

Отрицательное или негативное пространство — это большие участки пустого пространства, обычно контрастного по тону, цвету или яркости главному объекту изображения. Этот приём создаёт динамическое разделение в кадре. В зависимости от того, как используется негативное пространство, в изображении создаётся единство или напряжение.

Существуют несколько известных произведений, в которых мы увидим негативное пространство. Но опять-таки, его необходимо найти в естественной среде или создать в студии.

На фотографии ниже небо выступает в качестве негативного пространства и уравновешивает здания в кадре. Но справа и слева здания перспективно поднимаются вверх и давят на негативное пространство.

Избирательный фокус

Наши глаза фокусируются на предметах очень быстро, и мы обычно не замечаем, что ближние или дальние предметы от того, на который мы собственно смотрим, становятся размытыми.

Камера работает по-другому. Хорошая фотография — это фотография того, на что зритель обычно не обращает внимания в повседневной жизни. Мы часто не замечаем предметов, на которых сфокусированы наши глаза, поэтому подобранный и подчёркнутый фокус может сослужить фотографу хорошую службу.

Избирательный фокус, как правило, достигается настройкой малой глубины резкости. Глубина резкости зависит от апертуры. Для малой глубины резкости необходимо открыть диафрагму камеры как можно шире; иными словами, диафрагменное число должно быть минимальным.

Если Вы не знакомы с понятием «глубина резкости», всю информацию о нем легко можно найти в Интернете. Я пользовался малой глубиной резкости, фокусируя камеру на лицо девочки, чтобы привлечь к ней внимание и отделить от общего окружения.

Высота и угол положения камеры

Возвращаясь к идее съёмки явлений и предметов, которые мы обычно не замечаем, скажу, что люди видят то, что находится на уровне их глаз. Поэтому простое изменение положения, угла камеры придаст Вашим фотографиям интересный акцент. Найдите стул и посмотрите через камеру на сюжет сверху, можно даже лечь на пол.

Необходимо помнить некоторые принципы при изменении точки зрения. Люди, запечатлённые с малого угла зрения, будут казаться выше, даже сильнее, чем те, кто сфотографирован с высокого угла зрения — те будут казаться на фотографии ниже, слабее, уязвимее. Зрители воспринимают такие особенности на почти подсознательном уровне: взрослые смотрят на детей буквально сверху, а дети на взрослых — буквально снизу.

Обратите эту особенность в своё преимущество. Можно использовать эту технику, чтобы подчеркнуть очевидное или добавить новую грань композиции.

Объективы

Начинающие фотографы любят выбирать фокусное расстояние (увеличивают и уменьшают приближение). Находясь близко к объекту, они уменьшают зум, находясь далеко — увеличивают.

Чтобы понять смысл этой части урока давайте притворимся, будто у нас есть только два варианта: широкоугольный и телефото объективы. Они имеют уникальные характеристики относительно того, насколько близко отображают предметы в кадре. Телефото объектив имеет меньшую глубину резкости, чем широкоугольный, когда они оба установлены на одинаковое диафрагменное число и на одном и том же расстоянии от объекта.

Телефото объектив обладает особенным свойством: сжатием. Все предметы визуально становятся в кадре ближе друг к другу и приближаются к одному размеру.

Широкоугольный объектив позволяет зрителю почувствовать себя ближе к объекту съёмки (но только если сам фотограф подберется близко). Широкоугольный объектив можно использовать, чтобы вместить больше фона, а телефото объектив — для устранения отвлекающих деталей.

Фотографии, подобранные для примера, я сделал широкоугольным и телефото объективами. Линиями я отметил, что верхней границей кадра стала голова девушки, а нижней — логотип, который она рисует. С телефото объективом я отошёл немного назад, а с широкоугольным объективом подошёл к девушке совсем близко.

Различия фотографий видны очень хорошо: сравнительный размер логотипа и количество фона. Иногда приближаться к объекту лучше не с помощью зума, а всего лишь ногами. Есть хорошее упражнение: увеличьте зум камеры до максимума и отходите назад до тех пор, пока не получите в кадре нужную композицию. С другой стороны, можно открыть диафрагму максимально и подойти к объекту как можно ближе.

Заключение

Наш урок, очевидно, не рассказывает обо всех элементах композиции, а угол и положение камеры не используются строго только для достижения композиционных целей. Тем не менее, я думаю, со всеми вышеописанными техниками в распоряжении у Вас появится отличная основа для съёмки и понимания по-настоящему хороших фотографий.

Помните: правила созданы, чтобы их нарушать. Не каждая фотография должна быть сделана с учётом правила третей. Но искать композиционные элементы, которые встречаются в нашем мире, просто необходимо, например, направляющие линии или повторяющиеся формы. Показывайте зрителям вещи такими, какими они их ещё не видели!

Поделитесь публикацией

Чириканье Мыло Вконтактик Рожи ЖэЖэ Яша

Правовая информация

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Переведено с сайта photo.tutsplus.com, автор перевода указан в начале публикации.