Мир Фотошопа: уроки по Photoshop, создание эффектов в Фотошоп

Теория и психология элементов фотографии

Сегодня мы поговорим о теории и психологии размера, кадрирования и визуальной весомости различных элементов композиции. Удивительно, сколько нужно узнать фотографу, прежде чем сделать выбор, и как этот выбор затем влияет на конечный результат!

Вступление

Фотография — это наше видение, показанное через видоискатель, скомпонованное и запечатленное нажатием на спуск затвора камеры. Иногда композицию нужно поправить впоследствии, иногда нет. Иногда мы определяем композицию кадра с намерением оставить её как есть; иногда мы делаем фотографию, намереваясь затем обрезать и расширить её при последующей обработке.

Большинство фотографий формата 35 мм делаются окончательными, без последующего изменения размера кадра. Большие форматы, однако, позволяют нам обрезать кадр и изменить композицию без ущерба для качества изображения при последующей обработке. Квадратные форматы наименее удобны для окончательной съёмки, и в большинстве случаев фотографы обрезают такие работы до более подходящего формата.

Измерения кадра

В отличие от других графических искусств, фотография всегда была связана пространственными измерениями, ограниченными кадром.

Вплоть до появления революционной цифровой фотографии наиболее распространённым форматом был формат 3:2 (соотношение ширины и высоты), стандартный для плёнки 35 мм с размерами 36 x 24 мм.

С развитием цифровой фотографии более естественный кадр 4:3 вскоре был утверждён для камер среднего и низкого потребительского уровня. Такой горизонтально вытянутый формат естественнее выглядит на мониторах компьютеров и на печатной бумаге стандартного размера.

Формат плёнки 35 мм был незаметно переведён в цифровой, и возник некоторый разрыв между профессиональными/серьёзно увлекающимися любителями и всеми остальными фотографами.

Горизонтальный формат или вертикальный?

Естественный человеческий взгляд часто подсказывает нам горизонтальный формат для различных сюжетов, поэтому большинство фотографов пользуются именно им. Другая причина популярности горизонтального формата в фотографии заключается в том, что камеру легче держать в таком положении из-за её конструкции и дизайна.

Когда объект расположен вертикально, зрением человека более разумно и естественно воспринимается вертикальный формат кадра. В случае, когда сюжет развивается по горизонтали (или в обоих направлениях), горизонтальное оформление более приемлемо для человеческого взгляда.

Расположение внутри кадра

Когда объект фотографии взят в горизонтальном формате, глазам зрителей будет привычнее, если он расположится чуть дальше от центра, ближе к одной из сторон кадра.

Когда объект мы видим в вертикальном формате, нашим глазам удобнее, если он сдвинут к нижней или к верхней стороне кадра; более подходящим размещением в этом случае можно считать расположение в нижней части, так как это создаёт ощущение стабильности.

Вертикальный предмет в горизонтальном формате лучше располагать ближе к одной из боковых сторон кадра: так взгляд зрителя будет двигаться горизонтально вдоль всего сюжета.

В квадратном формате сделать это сложнее из-за отсутствия направления движения глаз зрителя. Лишь немногие камеры предлагают по-настоящему квадратный формат; фотографы, пользуясь им, часто оставляют свободное место в сюжете для последующей вертикальной или горизонтальной обрезки до нужного формата. Квадратный формат в целом бросает вызов удачной композиции. Большинство пейзажных сюжетов воспринимаются и компонуются в горизонтальный формат, поэтому в квадратном формате у пейзажа возникают сложности с движением глаз зрителей.

Квадратный формат, однако, предлагает порой очень интересные и даже свежие идеи по сравнению с уже привычными форматами. Он даже удобен для некоторых симметричных предметов (в качестве примера я выбрал фотографию Елены Едра).

Помните: всё сказанное о форматах является лишь рекомендациями, а не жёсткими правилами, которые нужно соблюдать всегда.

Расположение предмета в кадре

Одиночный предмет

Предположим, у нас есть один главный объект, который нужно закомпоновать в кадр; может показаться, что его нужно расположить в самом центре и оставить одинаковое пустое пространство во всех направлениях от него. Иногда это работает, но в основном создаётся ощущение предсказуемости. Всегда полезно отойти от шаблона и поэкспериментировать с расположением объекта ближе к разным сторонам композиции и выбрать наилучший вариант.

Особенно это важно, если объект небольшого размера по отношению к окружающему пространству. Когда главный предмет расположен не в центре, в кадре создаётся движение и даже напряжение. Это напряжение можно описать как физиологическую силу, которая даёт фотографии дополнительное преимущество — драматизм сюжета. Объект будто стремится к центру или от центра.

Довольно сложная информация, но её стоит учесть!

Несколько объектов

Разглядывая фотографию мы, как правило, смотрим на то, что интересует нас больше всего. Тем не менее, есть несколько неоспоримых фактов, которые определяют интересы зрителей и привлекают их внимание (и в какой последовательности).

Разумеется, сложно выяснить, как именно зритель рассматривает фотографию, но существует общее правило о том, что привлекает взгляд сразу: мы либо связываем такие объекты с личными и эмоциональными ситуациями, либо они вызывают у нас подсознательную реакцию или ощущение.

Например, лица являются самым привлекающим внимание визуальным элементом, в частности, глаза и рот человека. Именно на лицо мы смотрим, чтобы угадать чувства и мысли другого человека.

Кроме лиц внимание привлекают надписи. Надписи могут содержать полезную зрителю информацию о сюжете. Даже если они на иностранном языке, надписи добавляют эстетическое преимущество фотографии.

Следом обычно идут другие элементы композиции, и взгляд зрителя движется от одного к другому согласно его положению в композиции.

Заключение

Визуальная работа искусства всегда зависела и будет зависеть от индивидуальной интерпретации. Возможно, ни один художник не сумеет направлять взгляд зрителя только так, как нужно ему.

Но что фотограф может сделать, так это помочь зрителю понять смысл своей работы, дать ему стимул в нужном направлении, наблюдая и изучая визуальный вес различных элементов. Правильная композиция расскажет зрителю целую историю или обратит его внимание конкретный элемент.

Поделитесь публикацией

Чириканье Мыло Вконтактик Рожи ЖэЖэ Яша

Правовая информация

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Переведено с сайта photo.tutsplus.com, автор перевода указан в начале публикации.