Выбор подходящего фона для создания атмосферы кадра

Делая фотографии, мы иногда настолько концентрируемся на объекте, что совершенно забываем о фоне. В журналах и книгах по фотографии часто встречается совет избегать фонарных столбов на фоне и других объектов, которые не должны «вырастать» из чьей-либо головы на фотографии. Но задумывались ли Вы когда-нибудь по-настоящему, насколько важен подходящий фон для сюжета?

Для чего нужен фон? Он помогает объекту фотографии, создавая атмосферу и сообщая зрителю информацию об окружающей среде в кадре. Неправильно подобранный фон отвлекает от главного в сюжете и портит впечатление от фотографии.

Подходящий фон влияет на фотографию противоположным образом. Он работает вместе с главным объектом и создаёт атмосферу, воспроизводит впечатление от увиденного. Фон вообще помогает фотографу достичь выразительности, добавить визуальные элементы, подчёркивающие сюжет.

Исправляем неподходящий фон

Иногда мы сталкиваемся с понравившимся объектом, но он находится на слабом или мешающем фоне. Из таких ситуаций существует несколько выходов: во-первых, изменить свою точку зрения. Посмотрите на объект, например, снизу вверх, так, чтобы он оказался на фоне неба.

Я поступил так, когда снимал фотографию из Каменного круга Эйвбери. Противопоставив камень тёмному небу, я создал почти абстрактное изображение, в котором отсутствуют отвлекающие факторы. Я был вынужден поступить так, поскольку в это время в Каменном круге было много посетителей.

Ещё один способ изменить фон — использование телефото объектива (если конечно он у Вас есть). Он уменьшает содержание фона в кадре, поэтому можно исключить объекты, которые не важны для сюжета.

Что делает объектив

Схема слева иллюстрирует, что происходит, когда Вы пользуетесь широкоугольным объективом: широкий угол зрения увеличивает содержание фона в кадре. Такие объективы любят фотожурналисты: они хотят одновременно приблизиться к интересному объекту и включить как можно больше его среды в кадр.

Схема справа показывает, что происходит при съёмке телефото объективом. Узкий угол зрения не позволяет включить в кадр большое количество окружения. Если фон находится на каком-то расстоянии от объекта съёмки, он тоже окажется вне фокуса. Такой объектив лучше всего использовать, чтобы получить фотографию с простым фоном.

Сравните фотографии сверху и снизу, сделанные мною во время путешествия. Для первой был взят широкоугольный объектив; поскольку он включает много фона, трудно исключить отвлекающие детали. Однако я не утверждаю, что пользоваться таким объективом не нужно, напротив, его предпочитают многие хорошие фотографы. Нужно лишь научиться так фотографировать, чтобы фон был как можно более простым и дополняющим главный объект.

Фотография девушки выше сделана телефото объективом. Девушка выделяется из фона, а сама стена добавляет атмосферу фотографии. Все, кто бывал в Боливии, где и сделаны две предложенные фотографии, узнают архитектурный стиль этой страны.

Ищите подходящий фон

Возможно, ни один из вышеописанных советов не поможет, и придётся пойти и поискать объект с более интересным фоном; возможно, придётся поместить объект в другую среду (это легко, если Вы фотографируете человека, например). Хорошие фотографы не всегда пытаются исправить слабый фон: они просто идут искать другой.

Исправить фон в Фотошопе

Я начал фотографировать задолго до появления цифровой фотографии, поэтому не очень хорошо отношусь к тем, кто пытается заменить фон кадра в Фотошопе.

Такой фотограф просто ленится; тем более, иногда замена фона в Фотошопе требует даже больше времени, чем попытка найти его в реальности. Обработать фотографию так, чтобы она не выглядела обработанной, невероятно сложно! Нужно учитывать контраст, теплоту цвета, освещение объекта и «подставного» фона. Поэтому я не рекомендую Фотошоп в этом случае.

Простота

Первый шаг к улучшению фона — исключение любых отвлекающих деталей. Обратите внимание на яркие участки окружающей среды: они привлекают глаза зрителя, и проблема в том, что именно они уводят внимание от самого объекта, фотография теряет весь смысл.

Единственное, на что стоит обращать внимание фотографу, — это на элементы, поддерживающие атмосферу и несущие смысловую нагрузку. Смело исключайте всё ненужное. Так я и поступил в случае с фотографией выше: использовал объектив 50 мм с камерой APS-C. Сочетание работало как короткий телефото объектив — идеально для портрета.

Широкая апертура сделала фон размытым и упростила его. Но я всё-таки включил в кадр и поддерживающие элементы — зелень и каменную поверхность. Визуальный намёк на что-либо работает, заставляя зрителя думать самостоятельно.

Освещение

Если проводить съёмку при ярком солнечном свете или просто днём, фон всегда будет содержать какие-либо яркие участки. Попробуйте фотографировать вечером, когда яркость дневного света ниже, а качество света приятнее. В это время дня фон сюжета, скорее всего, будет освещён мягким светом, помогающим исключать отвлекающие детали.

Эта фотография одуванчика сделана при мягком вечернем свете: на фоне нет никаких отвлекающих внимание ярких деталей. Обратите внимание: ограниченная цветовая палитра фона добавляет атмосферу сюжету. Зелёный — это свежий, естественный цвет, лучшего для такой фотографии и придумать нельзя.

Тени и силуэты

Ещё один способ добавить настроение фотографии — включить тёмные области в фон. Силуэты и тени лишены большого количества деталей. Также как и в случае с размытым фоном, зритель должен использовать воображение, чтобы восстановить недостающую информацию.

Фон на фотографии выше поддерживает атмосферу сюжета. В разрушенном здании позади девушки мы не видим почти никаких деталей. Этот шаг был продуман заранее: нужно было создать в кадре чувство загадочности; похожую технику применяют в фильмах ужасов.

Контражурное освещение

Освещение — важнейшая часть любой композиции. Подсвечивающий свет или контражурный свет — самый подходящий для создания атмосферы кадра. Окружите им свой объект, выберите для работы с ним время ближе к наступлению вечера.

Ниже Вы увидите ещё одну работу с фотосессии, где я использовал тёмные силуэты на фоне, а яркое контрастное освещение добавило чувство напряжения. Я также использовал вспышку, чтобы осветить модель и чтобы её фигура не стала силуэтом.

Тёмный и светлый фон

Контраст всегда притягивает взгляд. Если фон содержит больше контрастов, чем сам объект, внимание будет уведено от главного, а фотография станет слабой по смыслу. Лучший способ этого избежать — подбирать фон так, чтобы он был либо очень тёмным, либо светлым. Тёмный и светлый тона создают определённую атмосферу: мрачности, таинственности или света и лёгкости.

Перед Вами ещё одна фотография, снятая телефото объективом. Яркий солнечный свет на стене создаёт светлый фон позади девочек. Да, фон яркий, но он не уводит внимание от главного.

Я применил противоположный подход для фотографии с цветами, которую Вы видите ниже. Мне нравится использовать тёмный фон в своих работах: он загадочен, придаёт настроение, прекрасно работает со светлыми тонами.

Негативное пространство

Великому фотожурналисту Роберту Капа приписывается утверждение, что если фотография недостаточно хороша, значит, Вы подошли недостаточно близко. Однако это совершенно не значит, что нужно подбираться ко всему, что Вы собираетесь запечатлеть, максимально близко. Иногда просто необходимо оставить вокруг объекта пустое пространство.

Думайте о пустом пространстве как о возможности для вашего объекта свободно «дышать» в кадре. Такое пространство обычно называют негативным.

Фотография выше — прекрасный пример использования негативного пространства. Небесный простор создаёт отличный фон для каменистого формирования и хорошо передаёт атмосферу места.

Выбор сюжета

Фон помогает сюжету. На фотографии выше главными составляющими фона являются море, облака и закат.

Ещё один важный элемент всей фотографии — это цвет. Здесь он совершенно естественный, синий и его различные оттенки. Я установил баланс белого на «дневной свет», и облачное небо, слабое закатное освещение привнесли в сюжет яркий синий оттенок. Всё, что оставалось сделать при пост-обработке, это уменьшить слегка температуру цвета и повысить контраст (благодаря тому, что я снимал в формате RAW, я смог это сделать).

Куда бы Вы ни отправлялись на съёмку, будь то хорошо знакомое место (для меня это Центральный парк в Нью-Йорке) или совершенно новое, выбирайте фон так, чтобы он поддерживал кадр и атмосферу местности.

Для фотографий в Центральном парке, например, подойдёт фон с небоскрёбами!

Фотогалерея

Я предлагаю Вам посмотреть на работы фотографов на сайте Flickr; они нравятся мне благодаря разумному использованию фона. Они прекрасно иллюстрируют некоторые идеи, о которых я упоминал в этом уроке.

Поделитесь публикацией

Чириканье Мыло Вконтактик Рожи ЖэЖэ Яша

Правовая информация

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Переведено с сайта photo.tutsplus.com, автор перевода указан в начале публикации.