Привлекаем взгляд зрителя: визуальные массы и композиция

В мире, где царит Фотошоп, заманчиво думать, будто все ошибки, которые мы совершаем при съёмке фотографий, легко можно исправить при пост-обработке. В реальности всё не совсем так, особенно когда дело доходит до композиции. Речь идёт именно о композиции, а не только о правиле третей. О композиции можно было бы написать целую книгу, и всё равно лишь чуть-чуть погрузиться в бездну знаний, приобретённых художниками за прошедшие столетия.

В этом уроке пойдёт речь об одном аспекте композиции, о котором Вы, возможно, не думали раньше — о визуальных массах. Что это такое? Визуальная масса — это принцип о том, что конкретные визуальные элементы привлекают взгляд больше, чем остальные.

Посмотрите на эту фотографию: куда направляется Ваш взгляд? Скорее всего, именно к вулканическому острову, поднимающемуся из глади моря над горизонтом (это спящий вулкан Рангитото на территории Окленда). Он привлекает наш взгляд именно из-за характерной формы, тем более это самая лёгкая часть фотографии. Это и есть визуальная масса: не самый большой, но самый привлекательный элемент фотографии.

Сравните эту фотографию с фотографией ниже: она была сделана в тот же вечер, но немного позже, и из той же точки. Я зажёг факел, заполненный красным гелем, чтобы придать камням малиново-красный цвет. Куда теперь направляется Ваш взгляд? Он перемещается между камнями и вулканическим островом на горизонте. Камни, почти невидимые на предыдущей фотографии, имеют теперь большую визуальную массу.

Немного практики, и Вы сможете вести взгляд зрителя туда, куда Вам будет нужно. В нашем уроке мы рассмотрим девять основных элементов визуальных масс.

Люди

Для человека подсознательно интересно увидеть часть человеческой жизни, поэтому наши глаза направляются сразу к любым присутствующим на фотографии людям. Лица притягивают наш взгляд ещё больше, а глаза (зеркала нашей души) — самый привлекательный элемент для наших глаз.

Если Вы решаете включить в композицию человека, Вы должны помнить о его визуальной массе. Используйте её как свое преимущество. В пейзажной фотографии используйте людей для подчёркивания ощущения масштаба или расположите фигуру человека там, куда должно быть уведено внимание зрителя.

На фотографии ниже группа людей занимает маленькое пространство, тем не менее, взгляд направляется именно к ним (этому помогают и яркие цвета).

Светлый тон на тёмном

Об этой концепции Вы наверняка читали в уроках о чёрно-белой фотографии, но она подходит и для цветной! Светлый тон притягивает наш взгляд. Найдите светлый объект, расположенный на тёмном фоне. Это всегда хорошо работает! Фотография выше иллюстрирует эту концепцию.

Обратный принцип тоже работает. Светлые участки на тёмном фоне отвлекают взгляд зрителя от главного предмета.

Тёплые цвета в сочетании с холодными

Цвет имеет визуальную массу. Цвет настолько мощный, что цветные фотографии признаются совершенно отличными от чёрно-белых носителями информации.

Тёплые цвета привлекательнее для нас, чем холодные. Тёплые цвета приближаются к зрителю, а холодные цвета отдаляются. В пейзажной фотографии это можно использовать как преимущество.

Куда направляется Ваш взгляд, когда Вы рассматриваете фотографию выше? Прямо к жёлтому камню. Его привлекает тёплый цвет, который придаёт камню заходящее солнце.

Яркие цвета против тёмных

Яркие, насыщенные цвета привлекают взгляд. Красный — самый яркий цвет. Возможно, Вы слышали о сокращении RPS — красная точка где-либо. Существует мнение, что без красной точки где-либо ни одна фотография не может считаться полноценной. Красный — это яркий динамичный цвет, который притягивает взгляд, словно магнит. То же делают и другие яркие цвета.

Если объект, который Вы хотите запечатлеть, яркий, то его можно расположить на бледном или нейтральном фоне: зеленоватом, сером или коричневом.

Чёткие предметы на нечётком фоне

Взгляд зрителя прежде всего направится к предметам в фокусе на фотографии. Используйте эту закономерность как преимущество, фотографируйте с широкой апертурой, чтобы фон получился размытым. Также важно фокусировать камеру на глазах человека при съемке портрета. Глаза притягивают наше внимание, но если они будут нечёткими на фотографии, взгляд точно так же переместится на элементы фотографии в фокусе.

Куда направляется взгляд, когда вы рассматриваете фотографию выше? Он направляется к цветку, потому что он в фокусе. Эффект усиливается благодаря яркому жёлтому цвету.

Диагональные линии и прямые линии

Линия — один из главных композиционных элементов. Ищите для фотографии сюжеты, где линии ведут взгляд прямо к центру композиции. Линии могут быть едва различимыми, как на фотографии выше, или же мощными и динамичными.

Диагональные линии производят более сильный эффект, чем прямые. Прямые предполагают стабильность (например, линия горизонта в пейзаже). Они ведут наш взгляд от края до края фотографии, а не к композиционному центру.

Хорошо направляет взгляд зрителя S-образная линия, ведущая к главному объекту фотографии. Они словно извиваются вокруг главного, а не ведут прямо к нему.

Узнаваемые элементы

Узнаваемые элементы притягивают наш взгляд. Неважно, в фокусе такой элемент или нет, большой он или маленький. Фары на заднем плане очень отвлекают внимание от главного, потому что они узнаваемые и яркие.

Солнце на фотографии выше едва различимо, и всё-таки мы понимаем, что это солнце, и наш взгляд направляется именно к нему.

Контрастные элементы

Контраст — мощное средство для привлечения внимания. Здания на фотографии выше очень контрастны, поэтому они выделяются на фоне неба.

Этот принцип нужно учитывать и при пост-обработке. Не повышайте контраст всей фотографии, попробуйте сделать это только на тех участках кадра, куда Вам бы хотелось направить взгляд зрителя.

Большие и маленькие элементы

Большой по размеру элемент привлекает сильнее, чем маленький. Посмотрите на фотографию выше: камни на переднем плане сразу приковывают наш взгляд. Фотография, таким образом, имеет особую динамику, когда глаза зрителя перемещаются между камнями и кораблём на заднем плане.

Обобщение

Принципы, изложенные в уроке, немного упрощены. На каждой фотографии Вы наверняка замечали не один, а два или три элемента визуальных масс.

Задача фотографа состоит в том, чтобы определить, как взаимодействуют друг с другом различные части композиции. Принципы, изложенные в уроке, не являются строгими правилами, они лишь сообщают краткую информацию о том, как работает визуальная масса. Помните об их влиянии на композицию, когда делаете фотографии.

Одна из трудностей композиции состоит в том, что человек видит мир трехмерным, а фотография получается двухмерной. Хорошие фотографы умеют наглядно представить, как трехмерный предмет превращается в двухмерную фотографию. Этот процесс называется предварительной визуализацией.

Современные фотографы имеют большое преимущество в виде ЖК-дисплея камеры для визуализации. Вы по достоинству оцените его, если работаете с относительно новой камерой с 3-дюймовым дисплеем высокого разрешения. Качество фотографии на таких дисплеях просто поразительное. По возможности проверяйте фотографии на дисплее время от времени.

Также хорошее представление о композиции кадра можно получить с помощью видоискателя.

Упрощение

Принцип упрощения идёт на пользу всем фотографиям. Исключайте из кадра всё, что не нужно. Фон оставляйте самым простым. Отделавшись от всего лишнего, Вы сможете оценить, как взгляд зрителя будет передвигаться между главными элементами. Со временем это станет получаться инстинктивно.

Пост-обработка

Принципы визуальных масс помогают достичь наибольшего эффекта от фотографии при пост-обработке. Лишние элементы, такие как яркий свет на фоне, сравнительно легко убрать.

Можно пойти дальше и продумать, какие части фотографии Вы хотите затемнить или высветлить, где нужно увеличить контраст, а где сделать цвета холоднее или теплее.

Используйте эти принципы, чтобы сделать Ваши фотографии сильными и динамичными!

Поделитесь публикацией

Чириканье Мыло Вконтактик Рожи ЖэЖэ Яша

Правовая информация

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Переведено с сайта photo.tutsplus.com, автор перевода указан в начале публикации.

Публикации из раздела «Прочие публикации и статьи»