Руководство по поиску композиции для начинающих

25 сентября 2014 · Чегодаева Дарья · «Мир Фотошопа»

У каждого из нас видение мира особенное. Два человека не могут видеть мир совершенно одинаково, и различия заключаются в мелочах. Это принято называть точкой зрения: она важна как в жизни, так и в фотографии. Оформление фотографий, композиция кадра — всё это очень актуально для результатов фотографического процесса. Сегодня мы постараемся изучить процесс оформления кадра и перспективы для передачи точного смысла сюжета, который мы фотографируем.

Поиск композиции кадра очень важен

Если Вы ищете самый дешёвый способ улучшить мастерство в области фотографии, потратьте время на изучение способов построения композиции кадра. Я убедился, что это окупается сторицей впоследствии. Часто, когда я выбирался куда-либо на съёмку в компании других фотографов, я задавался вопросом, почему мои фотографии могут понравиться другим больше, чем их собственные. Я постепенно понимал, что это случается благодаря умению компоновать главный объект в кадре.

Придя к такому выводу, я начал смотреть на вещи немного по-другому, пытался сознательно улучшить смысловое качество фотографий. В этом уроке я описал полученный мной в результате применения различных техник опыт. Однако универсального правила для всех не существует. Предложенные мной подсказки лишь подведут вас к новой оценке своей точки зрения на мир.

В этом уроке я применяю широкое значение слова «композиция». Это может быть и изображение, которое вы увидите в видоискателе, и целый сюжет, раскрывающийся вокруг вас.

Ищите детали

Часто при поиске композиции мы сильно увлекаемся именно главным объектом, восклицая при этом: «Посмотри, какая змея!» или «Какой потрясающий закат!». Мне кажется, в этот момент мы все оказываемся жертвами «туннельного видения», особенно путешествуя по новым экзотическим местам.

Если вы не торопитесь, постарайтесь оглядеться вокруг и найти какие-то детали вокруг главного. Фотографию чудесного водопада я сделал в Национальном парке «Хребет Гибралтар» в Австралии, со стороны парковки для автомобилей.

Это чудесный вид, и я постарался сделать его идеальным. Естественно, фотография наглядно показывает, как именно я увидел этот сюжет. Но здесь мы не видим каких-либо сильных композиционных ходов и решений.

Чуть позже я заметил короткий обломок ствола дерева у основания водопада. Когда появилось свободное время, я спустился к нему и решил посмотреть, что можно увидеть с такой точки зрения. К счастью, ствол лежал прямо по направлению к водоёму, и я смог сделать вот эту фотографию:

Фотография гораздо интереснее по композиции: ствол дерева на переднем плане, мягко падающая вниз вода на заднем плане. Минусом можно считать деревья слева, которые я совершенно не заметил!

Продвинувшись ещё немного вправо, я сделал такую фотографию:

Ею я почти полностью доволен, но, возможно, я изменил бы что-то при пост-обработке (об этом читайте ниже). Во всяким случае, эта фотография намного лучше первой.

Горизонталь или вертикаль

Ещё один способ изменить привычную композицию — это сознательно выбрать горизонтальное или вертикальное положение кадра. Наше естественное зрение часто подразумевает именно горизонтальную (или пейзажную) композицию. Но мне было очень интересно поэкспериментировать с изменением естественного положения кадра!

Я выложил в Фейсбуке и Твиттере вот эту фотографию:

Несколько дней спустя в то же время дня для примерно той же зрительской аудитории я выложил горизонтальную версию кадра:

У меня вошло в привычку фотографировать каждый сюжет дважды, так как вертикальные фотографии обязательно находят множество применений, например, в оформлении обложек журналов.

Когда я выложил вторую фотографию, реакция зрителей была гораздо сильнее. А ведь это точно такой же сюжет, и фотографии сделаны с промежутком в 6 секунд времени. Но один из вариантов вызвал больший резонанс, чем другой, поэтому не забывайте время от времени поворачивать камеру!

Добавляйте контекст

Некоторые сюжеты не нуждаются в дополнениях, например, хорошие портреты. Но иногда включение элементов окружающей среды помогает зрителю понять общую ситуацию. Например, посмотрите на эту фотографию с Арлингтонского Национального кладбища:

Здесь мы видим единственную надгробную плиту, и, пока я не сказал, где она находится, она как бы существует отдельно от места. Естественно, она значит очень много для семьи погибшего солдата; но если немного отодвинуться назад, можно увидеть новое значение сюжета: один солдат среди многих.

Приближение

Иногда главному объекту или действию на фотографии добавляют слишком много контекста, и объект оказывается зажатым другими предметами. В таком случае нужно приблизить объект и заполнить им кадр! Приличный зум-объектив всегда помогает фотографу в путешествиях, и его нужно применять в случаях, когда сюжет слишком насыщенный.

На фотографиях ниже я вышел из положения с помощью пост-обработки, чтобы немного изолировать смысловой центр: несколько людей, которые вывесили сушиться разноцветное бельё, а также поставили столько спутниковых тарелок, сплошь серых и безжизненных. Того же эффекта я мог бы добиться, используя зум-объектив.

Кадрирование во время съёмки

Перед тем, как говорить о пост-обработке, вспомним самый главный принцип компоновки прямо во время съёмки. Это проверенный и простой способ: поворот камеры, увеличение с помощью объектива, а также физическое приближение и удаление фотографа от объекта до тех пор, пока не будет найдена композиция. При таком способе должна получаться композиция, которую не нужно будет поправлять при пост-обработке.

Посмотрите на фотографию, которую я сделал во время пребывания в городе Фесе в Марокко. Это всего лишь снимок, я почти не компоновал его.

Через несколько минут я остановился, поискал композицию и сделал другую фотографию:

Этот пример можно отнести и к другим пунктам нашей статьи: я немного приблизил старичка в кадру, немного подвинулся сам, убрал все лишние детали. Конечно, кадр ещё можно было бы подправить и, сидя в офисе за 7300 км от Феса, я хотел бы вернуться туда и изменить некоторые моменты. Но в целом кадр отлично работает!

Композиция при пост-обработке

Пост-обработка — чуть ли не самый простой способ исправить композицию. Photoshop, Picasa и другие подобные программы прекрасно и легко поворачивают, приближают или обрезают фотографии. При пост-обработке можно сделать из оригинальной фотографии нечто совершенно необычное, чего никак нельзя было бы достичь прямо во время съёмки.

Посмотрите на плывущую в воде черепаху, которую я сфотографировал на Ривьера-Майа в Мексике:

А теперь посмотрите на результат пост-обработки:

Я как бы изолировал черепаху от окружающей воды, но в то же время открыл немного пространства перед ней; посмотрите, ощущение от фотографии совершенно изменилось!

Заключение

В этой статья я хотел помочь вам разобраться с перспективой в фотографии, показать важность поиска композиции в различных формах. Обрезка фотографии приводит иногда к очень интересным результатам и меняет смысл сюжета. Неважно, когда вы ищете композицию, прямо во время процесса съёмки или при пост-обработке, важно усвоить технику!

Расскажите нам о других способах компоновки сюжета, с которыми вы сталкивались в работе!

Поделитесь публикацией

Чириканье Мыло Вконтактик Рожи ЖэЖэ Яша

Правовая информация

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Переведено с сайта photo.tutsplus.com, автор перевода указан в начале публикации.

Публикации из раздела «Прочие публикации и статьи»