Олег Бабкин

Отметив юбилей всеми любимого «чуда в перьях», мы решили найти человека, помнящего Фотошоп «с пеленок». На зов авторского цеха отозвался ростовский иллюстратор Олег Бабкин. Мэтр 2D графики рассказал журналисту «МФ» о своем знакомстве с Adobe Photoshop и поделился секретами работы.

Александр Карачевский:  Сегодня компьютерной графикой трудно кого-то удивить. А когда и как холсты перекочевали на монитор? Чего это стоило и насколько удобно это было?

Олег Бабкин: Да в середине 90-х всё и началось. Началось в тот момент, когда мощность персоналок достигла того уровня, который позволил сократить простои художника из-за долгих вычислений PC. И всё равно приходилось «попивать кофеёк», пока машина что-то натужно считала. Сейчас, кажутся, странными те скорости, но тогда… Это было что-то! По отношению к тем РС с процессорами 286, с которыми мне впервые довелось столкнуться в институте, Пентиумы и Power Macintosh с RISK-процессорами были сродни гоночным авто. Это было как небо и земля.

Для меня переход на цифровую иллюстрацию был не очень сложен. Всегда воспринимал компьютер просто как удобный, универсальный инструмент. А уж появление таких удобных функций как слои, кривые, шрифты и, конечно, волшебная кнопка “UNDO” делало по отношению к традиционному рисованию компьютер просто незаменимым.

  Как произошло Ваше знакомство с компьютерной графикой и какая версия Photoshop стала первой для Вас?

Просто в какой-то момент пришло осознание, что за цифровой иллюстраций будущее. Да и издательства всё больше настаивали на сдаче работы в электронном виде. В 96-м году стал обладателем компьютера и с тех пор работаю только с цифрой.

Первой версией, на которой работал долгие годы, была Photoshop 3 — моя первая любовь. ;) У меня и сейчас стоит iMac первой редакции с Классической операционкой и установленным Photoshop 3. Это очень шустрая, не прожорливая к ресурсам программа, в которой есть почти всё необходимое для комфортной работы! К сожалению Photoshop 3 под MacOSX не идёт, а то бы я точно её установил.

  В наши дни приобрести Photoshop не составляет труда, да и к тому же народные умельцы регулярно снабжают Сеть нелицензионными копиями. А где можно было достать программу, скажем, в середине девяностых?

Тогда это было так же нетрудно сделать. На так называемых «развалах» были представлены все возможные версии любых программ! Да что там ? Photoshop можно было найти даже в каком-нибудь захудалом ларьке между Колой и шоколадками.

И тогда были фирмы, которые торговали лицензией. Тогда мне повезло: достал лицензионный третий Photoshop. Ну, о нём я уже написал.

  Каким образом можно было освоить графический редактор, ведь обучающая литература появилась далеко не сразу?

Да, без литературы было очень сложно. Многое приходилось узнавать «методом тыка». Гуляли по рукам какие-то ксерокопии, но и они были редкость. Однако, насколько я помню — рынок быстро насытился всякими книгами и брошюрами. И очень скоро можно было уже потеряться среди огромного количества книг по той или иной версии программного обеспечения. Но вот их качество и «полезность» зачастую были весьма относительными.

Мне как-то попалась книга по Photoshop3 — “Photoshop одним взглядом” — это была самое дельное издание по приложению из всех встреченных мной как до, так и после. Там не было ничего лишнего. Никаких примеров, только краткая расшифровка пунктов меню, палитр и выпадающих окон. Художник обычно прекрасно понимает, что ему нужно и ищет информацию как это сделать, а тенденция авторов раздуть пособие за счёт так называемых примеров только затрудняет изучение функций программы. Примеры могут быть только как иллюстрация к той или иной описываемой функции Photoshop, а большинство авторов идут с другого конца — ставят задачи и уже к ним притягивают описываемые функции.

  Для многих компьютерное рисование составляет 3 этапа: идея, карандашный набросок, сканирование и реализация в нужной технике. А как Вы создаете свои работы?

Мне удобнее делать всё сразу в машине. На стадии эскизирования, как мне кажется, редактирование работы в Photoshop наиболее ценно. Ведь даже на этом этапе, Photoshop позволяет двигать рисунок, масштабировать фрагменты, искать динамику.

Очень часто слышал аргумент в пользу работы карандашом, что, дескать, только при рисовании «живым» материалом можно увидеть весь формат целиком и охватить всю композицию одним взглядом. Здесь я могу сказать, что у продукта Adobe есть удивительно важная для меня функция «Открытие документа в новом окне» (Window/Arrange/New Window for…). Это позволяет мне иметь на экране монитора до 5-6 разномасштабных фрагментов одного файла (в том числе и в полном формате, хоть и небольшого масштаба). При использовании этой функции, Вам почти не придётся постоянно пользоваться Zoom Tool (Z), да и вы будете постоянно видеть всю работу целиком, что поможет сделать её цельной и композиционно выверенной.

  Создание компьютерных иллюстраций — это скорее живопись или графика?

Пожалуй, я не стал бы проводить чёткую линию, границу принадлежности компьютерной графики к той или иной технике. 2D может быть очень разным. Компьютер с каждым днём становится всё более и более мощным универсальным инструментом художника, позволяющим ему работать в любых виртуальных материалах и стилях, а значит, разграничение на графику и живопись зависит только от того, что захотите сделать Вы.

  Художник Вашего уровня, наверняка, выделяется не только индивидуальным стилем, но и привычками в процессе творчества. Что Вам необходимо для комфортной работы?

Подозреваю, что у любого человека со временем вырабатывается своеобразный ритуал начала работы, который стимулирует нас, наподобие тех «собак Павлова» ;-).

Для меня это — открытый чистый лист на экране, чашка крепкого чая; может быть, подходящая настроению музыка. Правда, бывает так, что работа не идёт — тогда помогает вторая чашка чая, громкая музыка в наушниках и сёрфинг по работам коллег. Когда смотришь на мастерски сделанную кем-то работу, волей-неволей начинаешь заряжаться энергией и испытывать творческий зуд :)

  Какая роль на Ваш взгляд отводится настройке редактора перед работой? Расскажите, как фотошопер должен подготовить для себя программу?

Основное — точно понимать для чего Вы собираетесь работать. Если это издательство, необходимо сделать настройки цветового профиля, желательно знать требования типографии, где будет печататься файл. Так же стоит изгнать из палитры «Swatches” все цвета, несовместимые со CMYK, да и в палитре «Color” выбрать режим “CMYK Sliders”.

Важный момент — настройка “Actions”. Настроенные «горячие клавиши» на необходимые Вам действия — это прямая экономия времени и сил.

И конечно — настройка кистей. Для меня это очень важный момент. Создание кистей для того или иного проекта стало обычным делом. Сохранение их в Tool Preset позволяет использование однажды настроенной Вами кисти и в других проектах.

  В одном интервью Вы сказали, что из Corel Painter и Adobe Photoshop предпочитаете последний. Прокомментируйте свой выбор.

Corel Painter весьма мощная программа. По крайней мере, в деле имитации «живых» материалов ей пока нет равных. Однако, отчего-то в ней нет некоторых функций без которых мне с ней работать не комфортно. Например, всё та же возможность открыть документ в нескольких окнах. Для меня это принципиальный момент.

Работа со CMYK в Corel Painter всё ещё не настолько точна, как в Photoshop. Однако и в Painter есть возможности, которые неплохо было бы реализовать в следующих версиях Photoshop. Например, поворот холста/Rotate Page или рисование образцами/Pattern Pen. В целом же Photoshop и Corel Painter, дополняя друг друга, дают абсолютную свободу творчеству 2D художника.

  Работая в Фотошопе более 15-ти лет, каким новшествам вы порадовались, и что стоило бы улучшить в редакторе?

Вот только что, сравнивая графические редакторы, отметил некоторые пожелания. Пожалуй, это основные.

В целом, полагаю, что мало кто использует весь потенциал Photoshop в полной силе. Мощь редактора такова, что каждый открывает в Photoshop свои “грани”, имея при этом солидный запас ресурсов программы. Многогранность Photoshop позволяет каждому использовать приложение как универсальный инструмент для создания уникальных произведений.

Развитие функциональности программы от версии к версии мне нравится и кажется правильным, вектор роста верный!

«Мир Фотошопа» выражает благодарность Олегу за прекрасный рассказ и приглашает читателей посетить галерею художника.

Поделитесь публикацией

Чириканье Мыло Вконтактик Рожи ЖэЖэ Яша

Правовая информация

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Публикации из раздела «Интервью»