Точку схода изменить нельзя, или как сделать правдоподобный фотомонтаж

Ошибки делают все. Одни потому что «не умеют», другие — потому что «о-го-го как умеют». Первые читают «Мир фотошопа» и больше не ошибаются, вторые слушают только себя и этим ограничивают свой творческий рост.

В последнее время наших читателей заинтересовал фотомонтаж. Его можно сравнить с футболом — вид популярный, но травмоопасный, требующий определенной подготовки. Как и хороший футбол, фотомонтаж требует двух вещей: техники и физики. Если у футболиста классный дриблинг и точный удар — это еще не значит, что он быстро бегает и высоко прыгает, значит, полноценным игроком он быть не может. С фотомонтажом та же история: можно облазить графический редактор вдоль и поперек, но безупречный монтаж не получиться без учета физического взаимодействия элементов композиции.

За это взаимодействие, в основном, отвечают пять факторов. Упустив один из них, рискуете лишиться доверия друзей, которых поотмечали на фотке «Я и Меган Фокс»:

  1. Перспектива
  2. Свет и тень
  3. Отражения и рефлексы
  4. Глубина резкости
  5. Цветовой баланс

Сразу отмечу, что в этой статье вы не найдете практическое руководство по монтажу с длинным списком приложений и инструментов. Здесь собран теоретический материал, универсальный для графических редакторов всех времен и народов. Итак…

Перспектива

Чтобы после статьи о сетке и пропорциях никто не обвинил творцов Ренессанса в промышленном шпионаже, отмечу, что они не только не отставали от античных мастеров, но и во многом их превзошли. В XV веке, пока Колумб занимался морским грабежом, его соотечественник Филиппо Брунеллески занимался делом — размышлял о придании своим чертежам реализма. Так появилась линейная перспектива. И хотя она была основана на древнегреческих трудах об оптике (кто бы сомневался, да? : ) ), оставим восстановление исторической справедливости соответствующим ведомствам. Нам важно понять, что физику никто никогда не отменял, и что ее законы применяются в графике до сих пор.

Законам перспективы подчиняется любое пространство, которое мы видим, и как минимум три плана несут информацию о его глубине: близко расположенные объекты переднего плана; объекты, находящиеся на некотором удалении от нас — средний план, и объекты, максимально удаленные от нас в пространстве, очень часто находящиеся на горизонте или приближающиеся к нему — дальний план.

Объекты дальнего плана визуально кажутся меньше объектов переднего плана. Это основная особенность линейной перспективы. А сейчас обязательно ознакомьтесь с правилами ее построения и терминологией —пригодится в дальнейшем.

Иногда линейная перспектива не передает всей глубины композиции. В таких ситуациях, чтобы визуально разделить три плана, применяют тональную и воздушную перспективы: изображают объекты переднего плана насыщенными и четкими, в то время как на задних планах контраст приглушается, объекты становятся менее резкими и, нередко, бледнее переднеплановых.

Теперь перейдем к практике. У меня завалялся снимок львовской улицы, который прекрасно иллюстрирует линейную перспективу (см. ниже). Обратите внимание на здание справа, его «полосатый» фасад. Я провел прямые по его горизонтальным сторонам, а в месте их пересечения установил точку схода — через нее пройдет линия горизонта. Допустим, мне нужно вставить на фотку пешехода (голубая фигура). Для этого я проведу прямые от горизонта через края фигуры человека (желтый силуэт) — между этими линиями я могу уверенно вставлять фигуру. Вставка любого другого объекта выполняется по тому же принципу: определяем горизонт, ищем объект схожих габаритов, вставляем необходимое, соблюдая перспективу.

И последний, но очень важный момент. Когда на одной плоскости собираются предметы, снятые под разным углом, следить за перспективой нужно еще тщательнее, иначе композиция будет выглядеть неестественно. Исключение может составлять коллаж, в котором реализм не столь важен.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Стандартные иконки ОС Windows и Mac нарисованы с нарушением перспективы. Их авторы предпочли реалистичности информативность картинок.

Свет и тень

Вы верите астрологам? А ведь мы действительно зависим от солнца. Ну, художники так точно. От его положения (или от положения любого другого источника света) будут зависеть направление и интенсивность тени, а еще рефлексы, насыщенность цветов…

Комбинируя предметы с разных фотографий в одну композицию, помните, что вы помещаете их в одну систему освещения, с общими источниками света и общими законами поведения теней.

На рисунках ниже вы увидите, что построить тень очень просто, зная источники света и характер поверхности, на которую она ложится.

Свет распространяется прямолинейно. Наиболее освещенными будут те участки предметов, на которые свет падает под прямым углом, а ближайшие к источнику области будут иметь блики. Другие же будут освещены слабее, и чем острее угол падения, тем темнее участок. Взгляните на следующую иллюстрацию — на ней показаны основные нюансы естественного освещения.

Отражения и рефлексы

(Спасибо kissteen — часть иллюстраций и пояснений для раздела позаимствованы у него).

Рефлекс — это отражение света, падающего на предмет от окружающих объектов. Этот эффект очень хорошо раскрывает взаимодействие элементов композиции, что делает его незаменимым почти в каждом фотомонтаже.

Свойства рефлекса в большей степени зависят от положения источника света, формы и фактуры предметов, чем, например, от взгляда наблюдателя.

Положение и форму рефлекса можно определить по такой схеме:

Свет от источника попадает на красный предмет и отражается от него, но уже не всем спектром, а только цветом этого предмета, остальные поглощаются. Так мы получаем объяснение цвета рефлекса. Угол падения равен углу отражения — так мы получаем область падения рефлекса. Но так как поверхность предмета неровная, отражение получается рассеянным.

Чем темнее и рельефнее предмет, тем хуже он рефлектирует, и наоборот. Черные объекты поглощают весь спектр, поэтому рефлексов от абсолютно черных предметов не бывает.

 

Рефлексы возникают не всегда: они хорошо видны на матовых поверхностях, на ткани, бумаге, коже и дереве. На глянцевых вместо рефлекса появляется четкое отражение объекта.

Так как рефлекс и отражение обладают разными свойствами, строятся они также по-разному: рефлекс — из источника света, а отражение — из точки зрения.

Если предмет находится в вертикальном положении, отражение будет иметь его высоту, поэтому оно рисуются путем измерения высоты объекта над отражающей поверхностью, с последующим построением точки на эквивалентном расстоянии от линии поверхности. Если бы дерево на рисунке росло под наклоном к зрителю (или от него), длину отражение пришлось бы увеличить (или уменьшить) согласно перспективе.

Идеальное отражение получится разве что в зеркале. Как правило, остальные поверхности менее гладкие, поэтому поглощают больше света, а потому отражения на них будут темнее исходного предмета.

Не все предметы отражаются целиком. На иллюстрации ниже показаны сложные построения, где отражения строятся часто на глаз, исходя из нескольких ключевых точек предметов.

Глубина резкости

Тут, думаю, все предельно ясно: совмещая части разных фотографий, учитывайте, что глубина резкости на них, вероятнее всего, разная. Присмотритесь повнимательней: возможно, какой-то участок следует сделать четче, а иной слегка размыть.

Цветовой баланс

Большинство источников света, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, имеют цветовой оттенок, но наш мозг отфильтровывает эту информацию — в отличие от фотоаппарата. Поэтому часто мы получаем желтоватые, синеватые, и еще бог весть какие снимки. Так что перед комбинацией таких фотографий приходится регулировать баланс цветов (или перед съемкой настраивать опцию WB — White Balance). Средства Фотошопа позволяют решить проблему через меню Image → Adjustments.

На сегодня — все. Напоследок добавлю, что лучший монтаж получится из снимков высокого качества, сделанных в одинаковых условиях. Еще раз напомню, что в статье я всего лишь коснулся некоторых теоретических аспектов фотомонтажа. Для решения практических вопросов рекомендую заглянуть в раздел с уроками, а если этого не достаточно — пишите письма : ) 

Поделитесь публикацией

Чириканье Мыло Вконтактик Рожи ЖэЖэ Яша

Правовая информация

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Обсуждение публикации

Эта статья тянет на то, чтобы быть отличной шпаргалкой по теме! Саш, спасибо большое за материал.

Свежая публикация - болтается внизу)

надо что-то придумать с этим.

Плюс еще один косяк увидел, если ты не зареген на форуме - нет ссылки на обсуждаемую публикацию. То есть не понятно к чему оставлен коммент. Вот.

Фиксанул, давно собирался

Ну так теперь же хоть обновка на самой морде!))))

Публикации из раздела «Прочие публикации и статьи»