Стоковое фото. История развития

Чтобы создать в нашем бренном мире что-то материальное, нужен, собственно, материал, сырье, исходник. Можно, конечно, весь процесс производства взять на себя: скульптор отправится добывать гипс, писатель погрузится в исторические труды, кулинар займется выращиванием овощей и фруктов для своих блюд. Но недаром было придумано разделение труда, для его большей эффективности и производительности. И тот же скульптор покупает готовый гипс, писатель пользуется монографиями и трудами историков, а кулинар берет продукты для своих блюд на рынке. Просто потому, что так удобнее.

Дизайнеры, художники, оформители различных направлений и отраслей тоже пользуются таким вот «сырьем», в виде изображений. Ну, в самом деле, не проводить же для каждого проекта грандиозные фотосессии, нанимать фотографов, моделей, снимать помещение… и не быть до конца уверенным в результате. Выручают в этом случае интернет-ресурсы, предлагающие купить «занедорого» нужное изображение, причем качество его будет «вполне». Такая услуга называется продажей стокового фото.

В настоящее время существует множество фотобанков, в которых можно купить изображение практически на любую тематику. И использовать его как вам угодно — составляющую графического дизайна, как оформление полиграфической продукции, иллюстрацию текста и тому подобное.

Но, как и когда возникла идея о создании фотобанков?

Самым первым «фотобанкиром» стал американец Роберт Х. Армстронг, который открыл свою коллекцию фотографий, для неоднократной их продажи. Затем его коллекция разрослась до фотобанка, который существует и по сей день.

Несколько десятков лет назад к фотографам пришла отличная идея на тему «А куда девать накопившиеся и не понадобившиеся фотографии?»- Сначала они решили организовать фотобиблиотеки, чтобы просто хранить фотографии, так называемый архив. А потом стали продавать фото оптом, так сказать со скидкой, чего ж фотографиям просто так пылиться на полках архивов, когда вокруг столько потребностей в изображениях.

В 60-х годах прошлого столетия стало появляться все больше фотобанков. Самые крупные были созданы на базе архивов информационных агентств, в России это фотобанк информагентства ИТАР (ТАСС).

Что представлял из себя фотобанк в эти годы? Покупатель приходил в офис фотобанка, просматривал каталоги с напечатанными фото, отбирал нужное, и, за определенную плату, получал слайды с этими изображениями. Авторы фотографий получали гонорар, а фотобанки комиссионные.

Вскоре рынок расширился, многие фотографы стали работать только на продажу своих работ через фотобанки, что также повлияло на развитие данного вида бизнеса. Развивалась и рекламная отрасль, и за идеями и оформлением дизайнеры все чаще обращались к тем же фотобанкам.

Появление интернета и новых технологий принесли много изменений в стоковую фотографию. Сам процесс стал проще, объем материалов стал намного больше, значительно сократилось время, за которое изображение попадало из фотоаппарата автора к конечному покупателю. Спрос возрос, возросло и число фотографов, поставляющих свои материалы в фотобанки. Появилось много новых Интернет-ресурсов, предлагающих свои услуги по продаже изображений.

В России фотобанки, кстати, появились с небольшим опозданием, относительно западных стран.

К концу XX века, из самых крупных и авторитетных фотобанков, выросли корпорации — монстры фотобизнеса, такие как Магнум, Гетти Имиджес, Корби.… Даже талантливым профессионалам попасть в них было почти невозможно, для этого требовалось предоставить около тысячи тестовых фото, или… рекомендации и поручительства уже принятых фотографов. Помимо этих фотокорпораций существовали и более мелкие фотобанки, например Росфото, Украинский фотобанк, Словакиафото, ФудПикс, Геофото, Фотоэкспресс.

В 2000 году Istockphoto создало первый электронный каталог цифровых фотографий, с ценой от 1 до 15 доллларов (в фотобанках они доходили до нескольких сотен). Это был первый микросток. Последователями стали микростоки ShutterStock, Fotolia, Dreamstime и многие другие.

В России самые крупные и известные микростоки на сегодняшний день это Лори, PressPhoto, Фотодженика.

Чем отличается микросток от фотобанка?

Во-первых, отличие в лицензии. У фотобанка лицензия типа «Right Managed» (RM) или «Royalty Free» (RF). Это значит, что вы платите от 10 до 400 долларов за использование изображения, которое продается однократно, но на определенный период.

Микростоки продают изображения по лицензии «Royalty Free» (RF), и ей подобным. Суть заключается в том, что одно и тоже изображение продается неограниченное количество раз, за сравнительно небольшие деньги (порядка 1-10 долларов). Что покупатель получает за эти деньги? Право на использование изображения, как правило, в рекламных целях. Возможность использования определяет тип лицензии.

Микростоки, предлагая купить одно и то же изображение несколько раз, делают ставку на то, что вероятность покупки одного и того же изображения несколькими покупателями в огромном фотобанке, весьма низкая. Но есть другая вероятность — обычно авторы работают с несколькими крупными стоками, и никто не даст гарантии, что купленное вами изображение в это же время не купит кто-то другой.

В настоящее время ассортимент на подобных сайтах весьма разнообразен: это и фото, и видео, и аудио, и векторные изображения.

Об авторских правах

Есть множество людей, которые никогда даже не задумывались о покупке изображений для собственных нужд. Действительно — зачем что-то где-то искать, когда можно просто скачать картинку из интернета. Многие так и делают. А зря. Ведь если до сих пор к вам не обратился с претензией автор этих изображений — это дело времени и вашего личного исключительного везения. Ведь претензии будут обоснованы, и будет не очень приятно если ваша репутация, а то и кошелек пострадают от лени или незнания.

Что делать? Покупать изображения на микростоках и в фотобанках. Есть и стоки, предоставляющие изображения бесплатно, с условием, что вы разместите адрес источника изображения и копирайт.

Поделитесь публикацией

Чириканье Мыло Вконтактик Рожи ЖэЖэ Яша

Правовая информация

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».