Лучший способ научиться композиции
Композиция — одно из самых важных искусств, которым фотографу нужно обучиться. Однако базовые концепции сложно понять в силу субъективности предмета. Что покажется одному фотографу хорошей композицией, другому фотографу не понравится. Однако существуют общие принципы, благодаря которым можно составить свое понимание предмета.
Некоторые из них я опишу в этом уроке, дам несколько творческих заданий; но не воспринимайте все чересчур серьезно. Относитесь к этим принципам композиции как к серии подсказок для изучения и использования. Здесь нет жестких правил, лишь руководящие указания — истолковывайте их на свое усмотрение.
Снимайте в черно-белом
Работа с режимом Black and white — идеальный способ поучиться композиции. Причина проста: цвет сам по себе сильный элемент в любом снимке. Он уводит внимание от таких визуальных элементов удачной фотографии как линия, тональный контраст, текстура, форма и структура.

Работая в черно-белом режиме, даже если вы не большой его поклонник, вы четко увидите все элементы хорошей композиции.
Цвет так сильно отвлекает внимание, что им можно скрыть плохую композицию. В черно-белом варианте этого сделать нельзя, что очень полезно при изучении основ композиции. Работая с этим уроком, вы станете снимать лучше в черно-белом, а также сможете применять полученные знания и в цветной фотографии.

Взгляните на фотографии выше. На какой из них лучше заметны линии на стене? Или текстура дерева и пальто девушки? Или контраст между самым темным и самым светлым? Не волнуйтесь, если сейчас не все понятно. По ходу урока все станет ясным.
Снимайте для линий
Линии — важный элемент любой композиции. Существует три вида линий.

Прямая линия, например, линия горизонта, простирающаяся от одного края фотографии к другому. Она придает спокойное чувство, особенно если вы используете панорамный формат (вот почему его так любят ландшафтные фотографы).

Диагональные линии, идущие от одной части изображения к другой. Такие линии ведут глаз зрителя и создают впечатление движения и развития. Энергичны, в отличие от предыдущих спокойных.
Изогнутые линии, извивающиеся в пространстве изображения. Изогнутые линии похожи на расслабленные диагональные. Они тоже создают движение, но более спокойное. Часто их можно увидеть в пейзажах.
Фотографы Стин Доссинг и Хави Фуентес очень хорошо используют линию в своих черно-белых пейзажах. Заметьте, как они используют и диагональную, и горизонтальную в композиции.
Творческое задание: посмотрите на работы фотографов и сделайте свои фотографии, в которых линия будет важным элементом композиции. Подумайте о посещении интересных отрезков дорог. Отправьтесь на железную дорогу, которая проходит через ваш город.
Фотография с текстурой
Текстура — еще один важный элемент многих фотографий; она более заметна на черно-белых работах, чем на цветных. Если вы посмотрите на фотографии двух вышеуказанных фотографов, вы увидите, что текстура скал, воды, дерева, камней играет в их композициях важную роль.
Также важно отсутствие текстуры, во многих композициях силен контраст между пространством с текстурой и пространством без нее.
На фотографиях с длинной выдержкой лучше всего видно, как гладкая поверхность воды контрастирует с сильными фактурами скал и других морских объектов.

Текстура и освещение идут рука об руку. Прямой яркий свет делает фактуру плоской, а наклонный боковой — подчеркивает. Работа в конце дня, когда солнце низко на небосклоне, поможет вам акцентировать внимание на фактуре. Довольно странно, но фактура проявляется и при мягком освещении, какое бывает в пасмурную погоду (фото выше я сделал именно в пасмурный день).
Творческое упражнение: попрактикуйтесь в съемке фактуры. На природе много фактурных вещей, пойдите в поход или покатайтесь на лодке. Кора, трава, листва и вода — прекрасные объекты для съемки.
Изучите тональный контраст
Контраст — это разница между самым светлым и самым темным тоном на снимке. Контраст очень важен в черно-белой фотографии: когда уходит цвет, остается только разница в тоне.
Но и в цветной фотографии контраст необычайно важен, правда, мы не всегда помним о нем: нас отвлекает цвет. Научитесь составлять композицию контрастно, и вы станете не только хорошим мастером черно-белой фотографии, но и существенно улучшите свои цветные работы.

Существует пара интересных способов использования тона. Оба они подойдут для творческого задания.
Творческое упражнение: сперва сделайте фотографию с небольшим количеством светлых тонов (фото выше возьмите за образец). Этот прием можно использовать для создания очень эффектных работ. Взгляд зрителя сначала останавливается на светлых тонах, затем осматривает темные и возвращается к светлым.

Творческое упражнение: теперь сделайте снимок в преимущественно светлых тонах с небольшим количеством темных. Подход здесь противоположен первому упражнению. Если там, где вы живете, идет снег — это прекрасная возможность потренироваться. Попробуйте запечатлеть темные силуэты на фоне светлого неба.
Внимательно изучите работы Джозефа Хулфлена, где он использует обе эти техники. Вы заметите, что все композиции довольно просты. Простота помогает ему подчеркнуть тональный контраст.
Акцентируйте отрицательное пространство
Отрицательное пространство — это использование в основном пустых областей вокруг предмета. Вы увидите такие пространства в работах вышеуказанных фотографов.
Если вы читали много книг и статей по фотографии, то сталкивались с цитатой, приписываемой фотографу Роберту Капа: «Если снимки недостаточно хороши — вы недостаточно близко». Утверждение довольно справедливое: улучшить фотографии можно, подобравшись к объекту поближе. Но иногда необходимо отойти, взглянуть издалека и подумать над пространствами, окружающими объект.

Творческое упражнение: поделайте фотографии, в которых отрицательное пространство играло бы важную роль в композиции, как на образце выше. Посетите места, где есть высокие белые стены. Попробуйте найти место с горным пиком или холмом, используйте рядом с ними светлое пространство неба как фон. Кадр постарайтесь сделать так, чтобы объект был в самом низу или самом верху.
Найдите формы и силуэты
Если у вашего объекта характерный силуэт, можно использовать его в композиции. Силуэты двухмерны, поэтому иногда нужно показать глубину с помощью формы. Включайте в композицию визуальные намеки, чтобы показать глубину.

Пагода на фотографии выше показана силуэтом. Она двухмерна (но это неплохо).

На фотографии здания заметно: одна его часть ярко освещена, другая в тени. Освещение показывает, что здание трехмерно. Это и есть форма.
Свет здесь играет важную роль, как и при фактуре. Угол освещения разительно влияет на то, каким выглядит объект — плоским или объемным.
Посмотрите на работы Джеймса Торнбрука и обратите внимание, как он использует силуэт и форму, фотографируя цветы. В его портфолио — смесь цвета и черно-белого, и вы увидите, как работают форма и силуэт вместе.
Творческое задание: цветы — отличный объект для тренировки. Купите немного в цветочном магазине, попробуйте показать глубину в букете или форму тычинок.
Сфокусируйтесь на узоре

Орнамент — еще один сильный элемент композиции. Если вы заметите узор, подумайте, как можно его использовать для сильных фото. Узор из плитки на крыше на фото создал интересное абстрактное изображение.
Творческое упражнение: сделайте несколько фотографий, похожих на фото выше, используя узоры из повседневной жизни. Даже сдача мелочью пойдет в ход. В архитектуре тоже можно найти повторяющиеся формы.
Другие задачи композиции
В этом руководстве я говорил об упрощенной композиции, но, поскольку ваш уровень будет постепенно расти, вы сможете вводить больше элементов, которые не будут отвлекать от сильной композиции и добавят работам интерес.
Фотографы, которых я упомянул выше, используют довольно простую композицию; чтобы познакомиться с более сложными работами, взгляните на Джеймса Нэштвей и Чарли Мохони.
Они оба — фотожурналисты и рассказывают истории с помощью фотографии. Просматривая их работы, обратите внимание: как они используют композицию, в отличие от ландшафтных фотографов, упомянутых выше? Чем похожи их работы? Подумайте, как можно использовать их методы в своей работе.
Изучите «старых мастеров»
Многие известные фотографы начинали с черно-белых фотографий. Некоторые работали так всю жизнь. Я советую вам посмотреть на их работы, так как они известны своими знаниями в области композиции. Думайте о приемах, которые они использовали, и как их можно применить в вашей практике.
- Арнольд Ньюман
- Эдвард Вестон
- Ева Арнольд
- Анри Картье-Брессон
- Дэвид Бэйли
Композиция — это обширная тема, я коснулся лишь некоторых аспектов в своем руководстве. Но мы исследовали ее и в других уроках. Вот ссылки на некоторые из них:
- Лучший способ изучить простой подход в фотографии
- Искусство применения формата кадра в цифровой фотографии
Другие источники
Брюс Перси написал «Упрощая композицию» — великолепную электронную книгу, ориентированную на ландшафтных фотографов. Я тоже написал электронную книгу о композиции — «За пределами третьего измерения», она может вам понравиться.
Заключение
Основные принципы композиции легко узнать, но на овладение ими может уйти вся жизнь. Легких путей здесь нет, но работа в черно-белом поможет усвоить главные положения хорошей композиции. После их нужно применять и в цветной фотографии.
Поделитесь публикацией
Лучшие материалы
Правовая информация
В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».
Переведено с сайта photo.tutsplus.com, автор перевода указан в начале публикации.